Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Categories:

Почему партии не могут договориться...

Фрагменты из книги Питера М. Сенге "Пятая дисциплина"

Дело в том, что у человека есть только гипотезы мира и никогда - истина. Человек видет мир через призму интеллектуальных моделей, которые всегда не полны и отличаются хронической бессистемностью. Другими словами, нашему мышлению свойственно искажать реальность.

Интеллектуальные модели могут представлять собой простые обобщения. Они действенны — они формируют наши действия. Почему интеллектуальные модели столь жестко определяют наши поступки? Отчасти потому, что они определяют, что именно мы видим. Двое с разными интеллектуальными моделями смотрят на одно и то же, но описывают его по-разному, потому что подмечают разные детали.



Альберт Эйнштейн как-то заметил: “Наши теории определяют, что именно мы измеряем”. Физики годами проводили эксперименты, результаты которых противоречили классической теории, но ни один из них не “увидел”, что эти результаты открывают путь к физике XX века, к квантовой механике и теории относительности.

Все модели, по определению, есть результат упрощения и обобщения, что влияйет на то как мы видем мир, что говорим и как себя ведем. А обобщения имеют свойство превращаться в застывшие аксиомы и тормозя тобучение. К тому что было гипотезой начинают относится как к факту. Неумение отличать факты от обобщения приводит к тому что проверка последних никогда не делается. Непровереные обобщения становятся причиной новых обобщений, что еще хуже.
Замечательно, если человек умеет созерцать свое собственное мышление, если он сам ставит под сомнение собственные модели реальности и изменяет их. В этом случае интелекруальные модели становятся менее костными, что способствует видению и усвоению нового знаня - развития.

Чтобы учить других и учиться самому у них, необходимо соединять в себе пытливость с самозащитой.

Даже когда два адвоката встречаются для открытого и прямого обмена мнениями, об обучении говорить не приходится. Их могут и в самом деле интересовать взгляды друг друга, но здесь будет доминировать своеобразная структура диалога: “Я ценю вашу искренность, но опыт и здравый смысл подсказывают мне другие выводы. Позвольте мне объяснить вам, почему ваши предложения не будут работать...”.

Каждая сторона спокойно и разумно обосновывает свою точку зрения, а в результате позиции делаются все менее гибкими. Чисто защитная позиция, лишенная элементов исследования, ведет к еще более оборонительной позиции.
Чем убедительнее аргументы А, тем больше угроза для В. Поэтому В предъявляет более эмоциональные аргументы, что усиливает натиск со стороны А. И так далее.

Нарастание защитных реакций можно остановить, задав несколько простых вопросов: “Почему вы отстаиваете эту позицию?” и “Могли бы вы проиллюстрировать вашу точку зрения?” (Можете ли вы привести факты, ее подтверждающие?). Вопросы вносят в дискуссию элементы исследования.

Возможности чистого исследования также ограничены. Задавая вопросы, можно разбить спираль нарастающей защитной реакции, но если не научиться соединять оба умения, способность чему-либо учиться будет очень невелика. Причина ограниченности чистого исследования в том, что у каждого всегда есть свой взгляд на вещи, даже не обязательно верный. Слишком настойчиво задавая вопросы, мы можем под ними похоронить возможность понимания.

Наиболее продуктивный подход заключается во “взаимном исследовании”. Это означает, что каждый формулирует свои идеи и предъявляет их для публичной проверки. Это создает атмосферу всеобщей уязвимости. Все факты и логика рассуждений, приведших к определенному выводу, открыты для анализа. Каждый не только спрашивает другого, но и излагает свои взгляды так, что все гипотезы и логика суждений становятся прозрачными. Это как если бы я сказал: “Мои взгляды таковы, и вот как я пришел к ним. Что вы об этом думаете?”.

При чисто защитной позиции задача в том, чтобы победить в споре. Если защита и исследование соединены, цель уже не “победить в споре”, а найти лучшие аргументы. Позиция проявляется в том, как мы используем данные и как строим аргументы. Например, в случае чистой самозащиты мы предъявляем только те факты, которые говорят в нашу пользу. А излагая аргументы, мы избегаем тех областей, в которых наши аргументы уязвимы. Если же нас действительно интересует истина, мы предъявляем все факты и выкладываем на стол всю логику и аргументы. Точно так же мы пытаемся понять позицию других.

Идеального сочетания защиты и исследования добиться нелегко, особенно если вы работаете в политизированной организации, закрытой для полного изучения. Заняв позицию опытного адвоката, могу признаться, что мне потребовались опыт и настойчивость, чтобы прийти к более сбалансированному подходу. Прогресс был постепенным. Сначала мне пришлось научиться тому, как расспрашивать тех, с взглядами которых я был не согласен. Свое несогласие я проявлял тем, что настойчивее выдвигал собственную точку зрения. Обычно в этом не было никакой злобы, а простая уверенность, что уж я-то все тщательно продумал и моя позиция надежна. Чаще всего это вело к поляризации позиций и прекращению дискуссии, так что желаемого чувства партнерства у меня не возникало. Теперь я, сталкиваясь с иной точкой зрения, обычно прошу подробнее ее изложить или развить аргументы. (Свои взгляды нужно излагать так, чтобы логика и аргументы были понятны для других и чтобы им было удобно задавать вопросы и анализировать вашу позицию.)

Очень быстро стало понятно, что когда защита собственных взглядов и интерес к позиции другого проявляются одновременно, вероятность творческого результата повышается. Когда оба заняты самозащитой, результат предопределен. В споре победит либо А, либо В, либо каждый сохранит собственную точку зрения. При сочетании самозащиты и критического анализа появляются другие возможности. Когда А и В открывают свои позиции для анализа, появляется возможность выявить совсем новые точки зрения.

Обучаясь тому, как находить баланс между защитой и расследованием, полезно не забывать о следующих правилах.

Защищая свои взгляды:

сделай прозрачным ход твоих рассуждений (на каких фактах ты основываешься и как сформировалась твоя позиция);
поощряй других к анализу твоей точки зрения (“Здесь ведь нет противоречия?”);
поощряй высказывание других точек зрения (“Может быть, я учел не все данные? Или возможно другое истолкование?”);
активно изучай несовпадающие точки зрения (“А что вы об этом думаете?”, “Как вы пришли к этому выводу?”, “Вы учитываете другие факты?”).
Изучая взгляды других:

если у вас есть гипотезы о взглядах других людей, формулируйте их в явном виде и четко обозначайте их статус — гипотетичный;
предъявляйте “факты”, на которых основаны ваши гипотезы;
не стоит задавать вопросы, если вас не слишком интересуют ответы, т.е. не действуйте только из вежливости.
Если вы попали в тупик (собеседник теряет открытость):

спросите, какие факты или аргументы могли бы изменить его точку зрения;
спросите, можно ли провести эксперимент (или другое исследование), чтобы получить новую информацию
Когда вы или другие не решаетесь изложить свою точку зрения или экспериментировать с альтернативными идеями:

поощряйте собеседников к тому, чтобы поразмышлять вслух о том, что препятствует дискуссии (“В чем здесь дело — с ситуацией или со мной — разве мы не можем обсуждать эти вопросы открыто?”);
при наличии общего желания нужно изобрести другие способы обойти препятствия.
Не стоит рабски следовать этим правилам. Достаточно общей ориентации на сбалансирование “адвокатского” и “следовательского” подходов. Это всего лишь страхующие подпорки, как, впрочем, и любая “формула” для начинающих. По мере накопления опыта от этого можно будет отказаться.

При этом полезно помнить, что никакие правила не помогут, если нет общей любознательности и готовности изменить свое представление о ситуации. Иными словами, здесь важна готовность подвергнуть критическому анализу собственные взгляды, т.е. готовность признать их ошибочными. Только такая позиция всех участников делает открытую дискуссию безопасной.

Официальная теория и теория, используемая на деле. Обучение означает не только появление новой информации и новых идей, но также изменение в поведении. Вот почему жизненно важно выявлять разрыв между тем, что мы говорим (официальная теория), и чем руководствуемся на самом деле. В противном случае мы будем считать, что чемуЖто научились, начав использовать новый язык или новые понятия, но сохраним прежнее поведение.

Я, к примеру, могу заявлять (официальная теория), что людям можно и нужно доверять, но при этом никогда не даю взаймы приятелям и ревностно охраняю все, чем владею. Очевидно, что мною руководит совсем иная теория (или скрытая интеллектуальная модель).

Наличие разрыва между провозглашаемыми взглядами и схемой действительного поведения не обязательно должно становиться причиной разочарования или цинизма. Причиной может быть не только лицемерие, но и нереализованное стремление измениться. Я действительно могу стремиться к тому, чтобы доверять людям. Тогда разрыв между моим стремлением и реальным поведением явится источником энергии, нужной для творческого изменения. Проблема не в самом разрыве, а в неспособности открыто признать его наличие (см. главу 9). Пока разрыв между декларативной позицией и реальным поведением не выявлен, прогресс в обучении невозможен.

Обнаружив такой разрыв, нужно прежде всего спросить себя: “Я действительно верю в то, что декларирую? Это на самом деле важно для меня как личности?”. Если ответ отрицателен, значит, я просто лицемерю (скорее всего, чтобы лучше выглядеть в глазах других).

Поскольку выявление логики собственного поведения (теории, используемой на деле) есть дело не всегда простое, стоит прибегнуть к помощи “безжалостно сочувствующего” партнера. Совершенствуя искусство созерцания, нужно обращаться к помощи других. “Глаз не видит сам себя”, как говорит Билл О’Брайан

Почему партии не могут договориться?
Их вожди думают догмами. (они не подвергают сомнению свои Интелектуальные Модели). Они считают свои идеологии самыми верными. Вместо того чтобы быть открытыми, пытливыми и искать общие ценности,  они каждый защищают свои идеи.

Hужна новая партия, состоящая не из огрызков старых, а из людей открытых, стремящихся к знанию,  обьединеные ценностями и неоправданностью недозволенностью их нарушения.

Набрать 50тыс к 2008 году - неужели проблема?

 

Subscribe

  • Россия - перепись

    //дайте совет у нас тут перепись намечается как не попасть в мертвые? у вас было как-то в ленте, помню про 10$ но у нас такого нет в конституциях рф…

  • А люди-то где?

    Интересный фильмец. И вопросы автор хорошие задаёт. Говорит нашей "цивилизации" от силы 200 лет. Посмотрите, кто инглиш понимает, хотя бы чисто для…

  • Россия - нерабочие дни

    Кстати, то что они опять каникулы себе готовят, объявляя дни нерабочими - это неспроста и никакого отношeния к модной болезни не имеет. Налоговая у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Россия - перепись

    //дайте совет у нас тут перепись намечается как не попасть в мертвые? у вас было как-то в ленте, помню про 10$ но у нас такого нет в конституциях рф…

  • А люди-то где?

    Интересный фильмец. И вопросы автор хорошие задаёт. Говорит нашей "цивилизации" от силы 200 лет. Посмотрите, кто инглиш понимает, хотя бы чисто для…

  • Россия - нерабочие дни

    Кстати, то что они опять каникулы себе готовят, объявляя дни нерабочими - это неспроста и никакого отношeния к модной болезни не имеет. Налоговая у…