Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

Личность, Kльтурная Cеда и Cмоидентификация Русской Нации

Личность.

 B личности есть два начала чувственное (эмоциональное) и логическое (рациональное). Чувственное порождает ценности (границы допустимого), мотивирует человека, заставляет искать свое место в жизни, ее смысл, определять цели близкие и далекие. Рациональное отвечает за достижение уже поставленных целей.

У К. Роджерса чувственный опыт называется организмическим опытом. А согласие чувственных требований с логикой похоже на то что Роджерс называет Я – концепцей. Она индивидуальна. Так вот по Роджерсу это очень тонкий процесс в который нельзя вмешиваться иначе Я - концепция может не соответствовать организмическому опыту, а такой человек не сможет стать здоровой личностью. Именно идеологии (a в России именно идеологическое мировоззрение) и именно как те самые матрицы, клише и являются причиной такого несоответствия, а значит и причиной воспитания закомплексованных личностей. 

A та самая душа "русского человека", которую открывают на распашку только своим, в силу её легкой ранимости – это и есть истинная, но не развитая и неокрепшая личность человека, придавленная навязанной извне Я-концепцией.

Kультурная среда

 "Без преодоления отчуждения невозможна единая национальная идея, а без национальной идеи – спасение и возрождение страны"

- Ходорковский  "Левый поворот 2"


И опять мы в поисках идеологии (какой бы такой идеей общество обьединить?)
Дело в том что все члены общества не могут разделять одну идею. 
Скорее всего, одна, выделенная идея, не наберет даже простого большинства. Более того, даже сколь угодно значимого количества сторонников.
В ценностном мировоззрении идеи не направляют и не объединяют общество, это принципиально. Объединяет общество общие ценности и вера в недопустимость (ничем неоправдываемость) их нарушения.

Никакой национальной идеи нам не надо - нам надо избавляться от идеологического мировоззрения. Менять его на ценностное. Нет я не против идей, я против их универсальности (правильности на все времена). Идеологии могут быть у политических, экономических, этических, эстетических программ, теорий, подходов и т.п. Все это сущности (теории, программы, подходы) автономны от человека. Автономны в том смысле что могут быть записаны на любом носителе (например в книге) и любой другой человек может воспользоваться услугами этих сущностей для решения (или помощи для решения) каких-то своих прикладных задач. И в этом нет ничего плохого и с этим я не спорю. Я же о другом, идеологии не должны подчинять, подменять человека. У человека должна быть возможность в любой момент отказаться от следования той или иной идеологии, если сочтет ее для себя неприемлемой, например, из-за требования морали. 

Кстати, суть заповеди «не сотвори себе кумира»  в необходимости научиться выбирать самому среди свих чувств ( целеполагание  должно проиcxoдить в чувственном мире человека, а не быть навязаным извне ). C другой стороны вы не должны навязывать ваш выбор в чувственном мире другим и в этом суть заповеди «не суди и не судим будешь».

"...Отдыхая на Канарах, ходили всем семейством на «испанские страсти». Это испанские танцы в исполнении профессиональной балетной труппы. Всё происходит в прекрасном концертном зале в виде египетской пирамиды при пятизвездочном отеле «Клеопатра». Феерическое зрелище смотрится на одном дыхании.

Я совершенный профан в танцах и балете, но не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что артисты исполняли танцы как простолюдинов, так и аристократии (элиты). И хотя это были танцы различных социальных групп, но все они были именно Испанскими танцами. Все они имели общие корни. Понять, какой танец танцевала аристократия, а какой – простые люди, можно было только по нарядам танцоров. Во всех танцах – подчеркнутая индивидуальность, гордость, стиль, энергия. Я не знаю, кто там у кого учился, аристократия ли у народа или народ у аристократии. Какая, в общем-то, разница. В этих танцах видна общность испанской нации.

И тогда я ещё подумал о нас. У нас тоже есть народные танцы. Но вот можем ли мы так же назвать их российскими танцами? Что танцевала российская знать (элита) в петровское и после петровское время? Российская аристократия русский язык и тот не всегда хорошо знала, в отличие, скажем, от французского. Мы в этом плане очень интересная нация. В начале нас крестили почти насильно. Тогдашней знати чем-то не понравилось язычество, и нашим маяком стала Византия. Потом наша знать ездила получать ярлык на княженье в Орду. Далее раскол в православии. Мы опять приводили себя в соответствие с чем-то внешним. Позже Петр Первый тащил нас в Европу. Потом большевики тащили, как им казалось, в Европу будущую. И вот совсем недавно – Перестройка с той же идеей.

Если ребенка воспитывать в таком режиме, у него почти наверняка сформируется Я-концепция, оторванная от его собственного естества. Тоже происходит и с обществом. Я-концепция нашего общества точно так же оторвана от организмического опыта русского народа. Культура (культурная среда) – это и есть Я-концепция общества. Посмотрите, как бесконечно долго мы оцениваем себя в сравнении с другими странами, как болезненно реагируем на их негативные оценки. Разве это не есть те самые «условия ценности» (по Роджерсу). И если отдельная личность с подобной Я-концепцией и набором «условий ценности» не может стать «полностью функционирующим человеком», не может полно и открыто взаимодействовать с окружающими, разве не относится тоже самое и к обществу?

Каких только рецептов спасения нам сейчас не предлагается. Кто-то хочет вернуть язычество, кто-то – Россию допетровскую, кто-то – дореволюционную. Слава Богу никто ещё не предлагал воссоздать Орду. Есть желающие позаимствовать опыт Китая, другие предлагают довести до конца копирование Запада. Все эти пути на самом деле не более, чем различные порождения нашей Я-концепции. Вот с ней мы расстаться и не хотим. Большинство даже не понимает, что может быть и другая Я-концепция, другая культурная среда.
Нам ничего не даст любая попытка найти себе образ для стремления соответствовать, будь он в нашем прошлом, за бугром, на небесах или где-то еще. Нам надо менять свою культурную среду, свою Я-концепцию, приводить её в соответствие с нашим организмическим опытом, носителем которого является народ..."                                                                                                                                   
-Евгений Гринев "Размышления о "русском человеке"                         http://otkpblto.ru/index.php?showtopic=1821&hl=

Приведение своей Я-концепции в соотвецтвие со своим организмическим опытом относится как к личности, так и к обществу в целом, a процесс этот называется -амоидентификацией

Самоидентификация Русской Нации

А ведь это проблема действительно назрела. Гринев писал о том, что pуcские, как нация действительно отстала в своем развитии. He подумайте чего плохого, под развитием oн  имел ввиду взросление.  

"Mы сейчас по психологическому возрасту где-то подростки, со всем свойственным подростку нигилизмом, многочисленными подростковыми комплексами, с неумением принимать себя такими какие мы есть, а отсюда непринятие своей истории во всей ее красоте и во всей ее неприглядности, болезненное восприятие любой критики. Не забывайте что у подростка было тяжелое детство да с юностью не все гладко, тут тщательнее надо и без ерничания. Я не случайно связываю озабоченность национальными вопросами и подростковые проблемы. Там и там в основе лежит один и тот же мотив – самоидентификация.

Тот же подход и с национальным вопросом. У человека есть потребность гордиться местом в котором он живет, гордиться людьми которые его окружает, у него есть потребность любить это место (малая родина) и этих людей (ближний круг). Все это и образует базу самоидентификационных чувств. ...

Мы постоянно уходим от проблемы самоидентификации. В основе ее лежит принцип принятия самого таким какой ты есть, это ключ к решению этой проблемы. Принять надо ВСЕ как бы другие это не оценивали. Надо честно сказать, и прежде всего себе самому а потом и всем окружающим, да мы такие, мы этим не гордимся но и не стыдимся, мы хотим быть лучше, но сейчас мы такие какие есть. Этот шаг самый трудный, и есть два психологических приема с помощью которого люди уходят от этой проблемы:

Первый прием – все что было и есть у нас, все замечательно все так и надо, все остальное наговоры врагов.

Второй прием не отождествление себя с русским (у нас чаще говорят с отечественным). Это не отождествление идет на подсознательном уровне, внешне человек может бить себя пяткой в грудь заявляя всем что он русский, а может прятаться за космополитизмом, за западничеством. Но за всем этим стоит именно уход от решения проблемы самоидентификации.

Есть критерий окончания процесса самоидентификации, он очень простой любая оценка окружающих перестает вызывать эмоциональную реакцию. Т.е. в этой оценке для личности остается только информационная составляющая, ну типа этот оценщик видит меня таким, забавно (любопытно). "

доп. инфо. в 3-x комментах "личность и общество"

</lj-cut>

Subscribe

  • Россия - перепись

    //дайте совет у нас тут перепись намечается как не попасть в мертвые? у вас было как-то в ленте, помню про 10$ но у нас такого нет в конституциях рф…

  • А люди-то где?

    Интересный фильмец. И вопросы автор хорошие задаёт. Говорит нашей "цивилизации" от силы 200 лет. Посмотрите, кто инглиш понимает, хотя бы чисто для…

  • Россия - нерабочие дни

    Кстати, то что они опять каникулы себе готовят, объявляя дни нерабочими - это неспроста и никакого отношeния к модной болезни не имеет. Налоговая у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments