Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

Товарно-денежные отношения и потребительское общество.

Bозможно ли какое-то другое сознание кроме потребительского? Что вместо него? Даже то, что называется духовным, это все равно потребность.

 

Ценность - это проекция внутреннего мира потребностей человека во внешний мир.  (Ценность пищи подсказывает чувство голода, ценность закона -страх за себя и т.п)
Так биовыживательные потребности проецируются в некие материальные ценности. Причем если ограничиться только биовыживательными потребностями, то набор и объем таких ценностей будет не велик, так как эта потребность имеет физиологические пределы. Потребность безопасности так же легко проецируется в материальные ценности (хотя и не полностью). Потребности принадлежности опять же в современном мире (но уже частично) проецируются в материальные ценности (типа, покупай как все - иначе изгой). Можно спроецировать в материальные ценности и потребность признания, хотя это уже совсем примитивно (типа, у меня самая крутая тачка). И совсем трудно спроецировать потребность самоактуализации.

К чему я это все? Товарно-Денежные Отношения (ТДО) достаточно совершенны для своей страты (производство). И скорее всего они не претерпят принципиальных изменений. Просто в новых стратах они будут нести лишь вспомогательную функцию (пример самообразуемыx страт из того, что на Западе уже реализовано -  это зеленые). Зеленые так или иначе используют ТДО для покупки всего необходимого. Но зеленые не производят никакого материального продукта, а вовлекают в свое движение массу людей. То же самое будут делать и другие страты. В результате в материальном производстве останется совсем малая часть населения, но этой части будет вполнее достаточно, чтобы обеспечить весь спрос на материальные ценности. Тем самым снимаеться проблема перепроизводства. Сейчас «стерилизация» избыточной рабочий силы, и одновременно поддержание спроса организованны в виде столь не любимого многими потребительского общества. Расплачиваться за это приходиться избыточным расходом ограниченых природных ресурсов. Механический отказ от потребительского общества чреват катастрофой, чего, к сожалению, не понимают многочисленные противники потребительского общества.

Хотя с чего крыситься на потребительство? Оно видите ли что-то там вырождает и вытесняет. А кто-то пробовал задуматься, что на самом деле вытесняет потребительство?

До какого-то времени капитализм и потребительство шли рука об руку. Позволяя одним создавать капиталы, а другим просто жить, или выживать. Но вот в последнее время что-то разладилось в этом союзе. Началось все как всегда через идеологию. Капитализм построен на определенных стереотипах поведения: в мире вещей это стяжательство (это тоже потребление, но его цель преумножение капитала), а в отношениях между людьми – меркантильность. А вот хороший потребитель должен быть ведом в материальном (вещевом) мире - гедонизмом, а в отношениях между людьми - любовью. Именно гедонизм и любовь усилено культивировались на Западе с простой практической целью - поднять потребление. И это постепенно начало срабатывать, стяжательство и меркантилизм постепенно вытесняются набирающим силу потребительским обществом. Нет, действительно, кто-то и искренне жалеет, что из нашей жизни будут вытеснены эти «замечательные» явления - стяжательство и меркантилизм?

 В ближайшем обозримом будущeм люди формирующие новые страты будут очень осторожны в использование механизмов ТДО (как возопила уютненькая ЖЖшечка на предмет монетизации). А связано это вот с чем. Процесс проецирования потребностей во внешний мир не однозначен, и сильно манипулируем. С другой стороны есть очень много причин, почему потребности человека во многом искусственно проецируются в материальный мир товаров, порождая именно материальные ценности и материальное потребление. Некоторые говорят о необходимости «самоограничения потребностей», в Православии так вообще всё материально презренно. А ведь потребности, любые, в том числе и материальные, совершенно непричем, проблема в навязанных современному человеку, на уровне мировоззрения и воспитания, способах проецирования его потребностей во внешний мир. И уж коли на то пошло, рост потребностей как раз надо наоборот стимулировать.

Все что у нас ассоциируется с культурой (одежда, быт, отдых, межчеловеческие отношения), все это потребности. К сожалению, человеку привычней использовать привычное, а обнаружив в себе какую-то новую потребность человек прежде всего попробует использовать привычные подходы и спроецировать эту новую потребность привычным способом в материальный мир товаров. Поэтому выживание новых страт возможно только на максимально возможном удалении от ТДО. Более того, лидеры этих страт демонстрируют определенное презрение к ТДО и связанных сними механизмов, и это абсолютно объяснимое поведение. Это, точно так же как нигилизм подростков - является необходимым этапом процесса самоидентификации.

Давайте я проиллюстрирую все сказанное выше на следующем примере. Возьмем такую потребность человека как безопасность. Эта потребность актуализируется сразу же после минимального удовлетворения физиологических потребностей и нарастает по мере все большего их удовлетворения. Хорошо просматриваются следующие проекции этой потребности во внешний мир (ценность здоровья, ценность физической безопасности, и ценность стабильности в будущем: близком и далеком). Самое последнее означает что человек хотел бы иметь возможность удовлетворять свои потребности в старости хотя бы в какой-то части от того уровня, которого он добился в рассвете сил. Самое простое и естественное решения этой проблемы это сформировать новую страту движения продукта от производителя к потребителю. На всякий случай дам определение понятию продукта. Продукт - это результат деятельности одного человека способный удовлетворить потребности другого человека. Итак, как должно быть организованно движение продукта в этой новой страте? Схема должна быть следующей: я сегодняшний способствую удовлетворению потребностей (произвожу соответствующий продукт) сегодняшних пожилых людей, рассчитывая на то, что со мной поступят так же, когда я сам состарюсь. О каких потребностях идет речь? Безусловно физиологические (еда, одежда, жилье, и т.п.), все той же потребности в безопасности (у пожилых людей, она проецируется в основном в ценность здоровья), потребность принадлежности (ее проекция в этом случае это ценность общения), потребность признания (проекция - ценность уважения к образам и наследию того времени когда пожилой человек был полон сил), и наконец самоактуализация, которая в пожилом возрасте проецируется во всевозможные увлечения и хобби.
Правильно организованная страта все это обеспечит. Я материально помогаю пожилым, это совсем не сложно, так как в подавляющем числе случаев это мои же родители. Я общаюсь с ними, уважаю все, что дорого им, и не мешаю, а наоборот помогаю их увлечениям. При всей внешней простоте такой схемы за ней стоит определенная система воспитания, культуры и мировоззрения. Возможно, что такая схема даже покажется кому-то утопической. Однако такие, близкие к правильным, страты существуют, например, у кавказских народов, с весьма специфическим отношением к пожилым людям.
 
Теперь рассмотрим «кривую» проекцию этой потребности, называется она ценность пенсии. Как появился это уродец? А появился он все из того же желания использовать привычные подходы ТДО. В результате соответствующая страта размыта, растворена ТДО в системе финансового продукта-товара, который мы покупаем в рассрочку в течении жизни. Да пенсия лучше, чем ничего, но она может обеспечить только физиологические потребности может с трудом еще потребность в безопасности( медицина), но вот все остальное это едва ли. Сами ТДО тут конечно не виноваты, виновата прежде всего убежденность людей что мир потребностей человека может быть оценен в денежных единицах. Я хочу как-то еще раз подчеркнуть, всякий раз когда мы пытаемся ввести в множество человеческих потребностей какой-то универсал (метрику) чтобы например как-то оценить степень удовлетворения наших потребностей, мы сами того не желая уподобляемся тем кто мерит все деньгами.

Другая Концепция

Начну издалека. Есть такая наука этология(наука о поведении животных). Этологи поставили такой эксперимент - только что родившей кошке подложили только что вылупившихся цыплят. Кошка приняла цыплят за котят, а цыплята кошку за курицу. Этот опыт ставился с целью подтверждения теории эмпринтов. Суть этой теории в том, что генетически наследуется не вся необходимая информация (о котятах для кошки и о курице для цыплят), а только некий необходимый минимум. Окончательное определение всех параметров происходит в так называемый момент эмпринтной уязвимости (у кошки это роды, у цыплят -вылупление из яйца).

Вы наверно обращали внимание как люди по разному реагируют на одно и тоже событие. Ну, например, фильм «Девчата», когда героиня спокойно по детдомовски угощается «чужим», и какова последующая реакция этих самых «чужих». Не бери чужое- это эмпринт, один раз приобретенный, в момент эмпринтной уязвимости на всю последующую жизнь. В сознании человека огромное количество самых разнообразных эмпринтов. Эти эмпринты образуют систему, они взаимосвязаны, т.е. одни эмпринты не совместимы с другими, или по-другому одни эмпринты обуславливают приобретение других эмпринтов. Каждая система эмпринтов передаётся от родителей к детям, поддерживается системой воспитания в обществе и в свою очередь система эмпринтов определяет общество. Система эмпринтов, подобно живому организму, может развиваться (эволюционировать) и конкурировать с другими системами эмпринотв. Внешне эта конкуренция выглядит как борьба различных общественных укладов, но по сути это борьба различных систем эмпринтов.

Так вот что я хочу сказать, ТДО не являются объективно закономерным явлением. ТДО это всего лишь одна из систем эмпринтов. Именно эмпритны поддерживают ТДО.
Сейчас у земной цивилизации есть серьезная проблема. Общество может производить только товар. Производить товар это значит производить продукт для обмена на взаимной основе. Но если все работоспособное население будет производить товар, задействовав все имеющиеся мощности, то этот товар просто будет некуда девать. Земная цивилизация практически не умеет производить продукт для безвозмездной передачи потребителю (вне системы ТДО). Не умение это стоит на соответствующих эмпринтах. Эти эмпринты инстолируются как воплощение справедливости «кто не работает не ест»,  и еще масса связанных эмпритнов. Без этой системы эмпринтов ТДО фикция. Да эти эмпринты были в свое время очень оправданы они породили общество (его еще называют Западным) и это общество достигло определенных успехов. Но сейчас надо двигаться дальше.

Как двигаться дальше?

Возьмем такой пример – школа, ученики и учитель. Рассмотрим эту страту с точки зрения ТДО. Учитель производит продукт – обучение, и за это получает деньги. Если допустим учитель обучал 10 учеников и получал N-ую сумму, то если он начнет обучать 20 учеников то он должен получать вдвое большую сумму, а если у него останется 5 учеников, то соответственно в двое меньшую сумму. Понятно, что должен существовать некий орган (скорее всего государственный) который контролирует качество обучения через некие нормативы и определяет эту самую N-ую сумму исходя из затрат и спроса на учителей. Таковa логика ТДО и таковы преставления о справедливости. (убежденность людей что мир потребностей человека может быть оценен в денежных единицах).
 
Однако возможна и другая система. (когда всё не приводится к одной линейке - сродни саморазвивающейся системе, где параметры (ценности) не сравнимы по предпочтению). Учитель исходит из того, что учить это его призвание и смысл жизни, он хочет посвятить этому свою жизнь. Естественно ему необходимы какие-то средства для всего прочего (еда, жилье, одежда, медицина). Все прочее его интересует лишь в той мере, в какой ему это необходимо чтобы отдавать себя своему призванию. Общество со своей стороны исходит из того что есть хороший учитель, который ценен сам по себе и общество готово его содержать, дать ему то, что ему необходимо для исполнения своего предназначения. Очевидно, что в этом случае N-я сумма получаемая учителем не будет зависеть от числа учеников. Учитель не будет требовать дополнительных денег за увеличивающуюся нагрузку (просто потому, что он не воспринимает это как нагрузку). Общество не будет требовать экономии за обучение меньшего числа учеников, потому что ценен сам учитель и процесс обучения, а не количество учеников. Теперь о контроле качества обучения - понятно, что с нормативами тут уже никак (во всяком случае в отношение зарплаты), т.е. контролирующий орган не может быть формализован, т.е. он не может быть государственным. Выход - делать некий совет из достойных граждан, которые и будут контролировать качество обучения.
Этот совет называется попечительский. И система это реально существует и работает, правда не в России. А учителей с сответствующими взглядами на жизнь поставляет гуманистическая психология, которая учит своих адептов, строить свою жизнь не через ТДО, а через призвание.

P.S.
Bот какое определение Товарно-Денежных Отношений когда- нибудь можно будет прочитать в энциклопедии разумных существ из созвездия Альфа - Центавра.

Товарно-денежные отношения - глубоко укоренившаяся, и широко распространенная догма разумных существ с планеты Земля (самоназвание человек). В основе догмы лежат ничем не обоснованные представления о том, что потребности человека могут быть представлены как многомерное линейное нормированное пространство (мой комментарий – в линейном нормированном пространстве каждому элементу может быть сопоставлено положительное действительное число, у нас это пространство называется Банаховым). Норма вводиться человечками как цена за продукт удовлетворяющий потребность. Среди человечков можно выделить два подхода к введению нормы:
- 1) через затраты труда человечков, на продукт удовлетворяющий потребность.
- 2) через степень заинтересованности человечков в продукте.
Представители первого подхода (самоназвание социалисты) и представители второго подхода (самоназвание рыночники) ведут на земле бесконечные дискуссии переходящие порой в вооруженные межплеменные столкновения.
Как было давно доказано нашими учеными (имен не привожу, они непроизносимы), отождествление потребностей любых разумных существ с интеллектом выше (опять непроизносимо) по шкале (опять непроизносимо) является не корректным. Построенные на основе подобных представлений хозяйственные и деловые отношения страдают существенными прекосами, порождают многочисленные локальные и глобальные нарушение гармонии и равновесия, приводят к необратимым изменениям в сознании разумного существа, особенно что касается мотивационной составляющей сознания. Все эти эффекты хорошо фиксируются у человечков. В дальнейшем при приближении эволюции Земной цивилизации к фазе сверхускорения информационных преобразований (опять непроизносимо), ожидается либо отход от вышеуказанных догматов, либо возврат Земной цивилизации на нижестоящие ступени развития.
 

 

 


Tags: кризис, потребительское общество, саморазвивающиеся системы, товарно-денежные отношения, ценности
Subscribe

  • Ни кнутом, так пряником

    За жижу уже доплачивают. Сейчас встретила знакомую, которая посетовала на то, что привилась ранее. Сейчас они платят $100 если человек даст себя…

  • human - это тело без души.

    Я очень советую англоязычным прослушать эту серию лекций. Equity & Trusts Podcast List…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments