Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

О прaгматизме ets...

"...попытался недавно донести до людей мысль, что экономика первична, а политика - слуга ее, так окружающие были весьма недовольны тем, что вместо возвышенных слов и пламенных призывов я предложил считать риски и прикидывать вероятности выигрыша. С ужасом понял, что многие люди принимают пропагандистские призывы за чистую монету, что на глазах у них идеологическая пелена, что на подлинную суть вещей они либо боятся взглянуть, либо просто не могут сделать этого. Говорю им - миром правят прагматики, а мне давят на эмоции. "

1. Прагматизм следует противопоставлять HE эмоциям, а формализму ( предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании чему-либо даже в  тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным).

Прагматизм Пирса, говорившего что "истина это предмет веры", не получил у нас распостранения. Причиной тому является исповедываемое нашим обществом идеологическое мировоззрение. ( подчинение универсальной, "верной на все времена", иерархии ценностей). Ho формализм не универсален и реальный мир описывается формализмом лишь в очень специально выбранной своей части.


"...Люди, исповедующие идеологическое мировоззрение, как и все идеи, как и все идеологии иcxодят, по всей видимости, из методологии от простого к сложному, от категорий, аксиом к выводам, полученным логически. Но представьте себе что детерминизма больше нет, что аппарат логики больше не универсален. Т.е. фрагментарно (на отдельных участках) детерминизм и логика работают, а вот в целом нет. Очень яркий пример квантово - волновой дуализм. Что предложил Пирс, раз так уж вышло, то давайте будем брать не самые простейшие объекты, а боле сложные, но зато и более близкие к необходимому результату. Но тогда появляется множественность истин. Истины местами приходят в противоречие, логика получается рваной, здесь играем по одним правилам, а тут по другим. Вот еще одна аналогия для понимания, можно попытаться связать отдельные точки какой-то неизвестной функции (закономерности), полученной экспериментально, с помощью полинома определяя коэффициенты при степенях из условия прохождения через экспериментальные точки (это аналог идеологического подхода). Когда точек не много этот путь успешен, но если точек становиться слишком много то осцилляции из-за сколь угодно малых ошибок испортят всю картинку. Выход в использовании всевозможных кусочно-гладких сплайнов. "

Примером такой рваной логики как раз и является ценностное мировоззрение. Есть ценности. Каждая из ценностей отражает лишь малую часть реального мира. Ценность пищи – пищу. Ценность плоти – плоть. Ценность честности – честность, и т.п. но целостной картинки (идеологии) нет и быть не может. Человек может выбрать какую-то свою целостную картинку и уложить в ней ценности, но это будит лишь предмет его веры, и если человек это понимает и не претендует, на всеохватность, всеобщность, универсальность даже для самого себя, и не возражает против другой не похожей на его картинку у другого человека, то все в порядке. Человек (общество), исповедующие ценностное мировоззрение представляют собой самообучающуюся, саморазвивающуюся систему, способную к адаптации к любым внешним жизненным изменениям. В этом и заключается прaгматизм, а не в том чтобы отключить свои эмоции ( чувства), став роботом.

2. По-поводу политики и экономики, то тут я бы не стала выделять первичность или вторичность, скорее это взаомозависимое явление. 
"Любая экономическая модель должна учитывать модель человека. В большинстве моделей человек упрощенно представляется как потребитель материальных благ, а влияние на экономику всех остальных человеческих потребностей полагается незначительным. И это действительно справедливо для обществ с низким уровнем жизни. Дефицит биовыживательных потребностей человека статистически оказывается определяющим, делающим все остальные потребности менее значимыми. Это так сказать естественное распределение приоритетов, это еще подметил Абрахам Маслоу в своей известной пирамиде потребностей. С помощью идеологии приоритеты можно слегка сместить, но такое идеологическое смещение все равно будет построено на биовыживательных потребностях,например, на идеи лучшей жизни, но потом в светлом будущем или на том свете. Однако биовыживательные потребности обладают одним существенным недостатком их мотивационная мощь резко падает уже при довольно низком пороге насыщения. Дальше, если верить Маслоу включаются потребности связанные с индивидуальность (принадлежность, признание). В культурах где индивидуальность подавленна (эмпатия,так свойственная нашей российской культуре, как раз и подавляет индивидуальность) это группа потребностей не работает. 
Могут мне возразить что после краха СССР у нас наплодилось полно индивидуалистов, но я хочу подчеркнуть, что индивидуальность (Смотрите самоактуализацию по Маслоу)
 и индивидуализм не одно и тоже. Индивидуальность это отличие от других (иными словами другие тоже нужны, ну чтобы было с кем сравнивать), индивидуальность не разрушает общности. А вот индивидуализм (во всяком случае что касается нашей российской его формы) это атомезация, автономность, это отрицание какой либо общности.   

Так вот, возвращаясь к экономическим моделям. Если уровень жизни в обществе превышает некий порог, то экономические модели с моделью человека как потребителя биовыживательных потребностей перестают работать. Причем это скорее недостаток самого общества чем модели. Если в сознании общества не сформированы (не развиты) соответствующие ценности, значит нет и соответствующих потребностей, а значит и нет мотива для дальнейшего развития. Общество просто останавливается в своем развитии. Спросите наиболее успешных у нас предпринимателей можно ли русскому человеку много платить за его труд. Он ответит что нельзя, русское общество надо держать в голодном состоянии только в этом случае оно работает. Впрочем это относиться и к другим не продвинутым обществам. Но низкие зарплаты ограничивают потребление тем самым низким доходом на душу населения и в конечном счете останавливают развитее. Образуется порочный круг. С одной стороны если платишь много пропадает мотивация, а если мало не можешь развиваться." 
Наша культурная среда - это результат проводимой внутренней политики. Таким образом экономическая модель зависит от политики, впрочем так же как и в дальнейшем проводимая политика от экономики.

Subscribe

  • Quarantine Act

    A-xa-xa-xa... c 1:13 https://www.youtube.com/watch?v=LkNX37I0bvc ему выписали тикет/штраф на $800, но про-спел-или имя неправильно, что сделало…

  • Фамилия

    Ну чо, потеря фамилии имеет под собой основание :) God commanded man what was good ; but the devil surnamed it evil, and thereby baffled the…

  • Царственные и перебежчики

    Интересный монолог индейца, рассказывающего о различных договорах между Индейскими нациями и Джоржем Вашингтоном (Корпорацией ЮНАЙТЭД СТЭЙТС)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments