Человеку по настоящему принадлежит только то, за что он несет ответственность!
Все остальное это только иллюзия и имитация обладания. К примеру, познание это полностью и исключительно личная ответственность, .... Противоположный пример, деньги. Деньги, в современной их форме, это практически абсолютная фикция. И вывод напрашивается сразу: "Тот кто убеждает тебя не брать на себя ответственность, лишает тебя чего-то, иначе говоря, причиняет тебе зло"
-- Познание - это свобода выбора в собственном чувственном мире.
Рассмотрим пример. Допустим, кто-то стоит перед выбором убить негодяя и спасти невиновного или не убить негодяя и тогда невиновный погибнет. Как оценить решение этого человека. Можно сказать решение убить плохо так как убивать нельзя. Mожно сказать что надо спасти невинного. Та и другая оценка идеологическая.
Моральная (нравственная) оценка будет следующая, плохо убить и плохо не спасти, хорошо не убить и хорошо спасти. Вы скажете, что моральная оценка никак не подсказывает человеку как же ему поступить. И Вы будете абсолютно правы, именно в этом отличие моральной оценки от идеологической. Моральная оценка не несет в себе рекомендаций к действию, она защищает ценности. В нравственности нет оправданий для нарушения ценностей. Именно поэтому я утверждаю, что идеологии не совместимы с моралью. Мораль заставляет человека делать выбор самому, самому брать на себя ответственность за сделанный выбор, не дает возможности спрятаться за идеологией ( за той самой формулой "цель оправдывает средства"), и заставляет всегда отвечать за нарушение ценностей (хотя бы перед самим собой). Но с другой стороны моральная оценка дает свободу выбора (это очень тяжелый труд быть свободным). В моральной оценке выбор становиться очень личным и неподсудным для окружающих. Отсюда, кстати, и самая трудная для понимания заповедь «не судите».
Тот, кто убеждает тебя не брать на себя ответственность за собственный выбор, как правило подсовывает тебе идеологию (правильную на все времена ценность в которую надо уверовать), которой надо служить, а нарушение нравственности опрвдывать целесообразностью.
Тот, кто убеждает тебя не брать на себя ответственность за собственный выбор, лишает тебя свободы выбора, делая из тебя марионетку и таки да -- причинеяет зло.