Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Categories:
Ольшанский на ФБ:

для меня очень важно, что поздний СССР был во многом про то, что быть СТАРЫМ, быть БЕДНЫМ, быть НЕВЗРАЧНЫМ и НЕКРАСИВЫМ, быть в неудачным и невыгодных обстоятельствах - НЕ СТЫДНО. Вот это важнейший антифашистский - в широком смысле слова - момент. В то время как нынешняя - абсолютно в этом смысле фашистская - идеология буквально настаивает на том, что человек обязан быть БОГАТЫМ, МОЛОДЫМ, КРАСИВЫМ и УСПЕШНЫМ, иначе он не человек вовсе, а плесень. Это то, что за что я ненавижу "правящий дискурс", пришедший из 90-х и царствующий до сих пор.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-- Какой фашизм? При чем тут Фашизм? Ольшанскому важна форма (составить текст), а не смысл этого текста.
Идеология фашизма - это что? Фашизм (пучек, связка), как политическая (экономическая) модель, это сильное государство в роли разводящего для корпораций и для всех прочих слоев.

Говорить, в данном случае, надо не о фашизме, а о мировоззрении (палитре усвоеных обществом ценностей и способе обращения с ними).
Я уже не раз повторяла, что мировоззрение в России идеологическое (усвоенные обществом ценности выстраиваются в заданную государством правильную на все времена иерархию), а на развитом западе мировоззрение ценностное (несравнимость ценностей по-предпочтению). И общество обьединено не идеей (как в России), а обшими ценностями и недопустимостью (ничем неоправдываемостью) их нарушения.

Кто-то заметил, что всему виной (причинa этого СТЫДА) "протестантская этика. точнее, от нее отщипнули кусочек про то, что богатый и успешный имеет Божье благословение".

Да протестантство ввело ценность труда. Но кальвинизм возвел эту ценность на вершину иерархии, т.е. превратил в идеологию. В этом смысле кальвинизм является реакционным учением. Проповедь кальвинизма о том что богатство дается за праведность, прямо противоречит другой протестантской идее - если ты пекарь будь пекарем, если сапожник будь сапожником. Из этой идеи в дальнейшим выросла ценность призвания, поиска своего места в жизни, а у Маслоу стало потребностью (ценностью) самоактуализации.

А что было у нас?
До начала перестройки в СССР усилено насаждалось превосходство общественных (коллективных) ценностей над индивидуальными (личными). В контексте этой идеологии определение личностных качеств не важны  - все винтики системы строили великое будущее для номенклатуры.
Кстати, необходимость соблюдения общественных норм тоже держалась именно на главенстве общественных ценностей. Общественное сознание реально осуждало коррупцию, взятничество, казнокрадство, не надлежащее выполнение государственными работниками своих прямых обязанностей. Вы можете сказать что уже тогда все эти пороки были. Были конечно, но не в тех масштабах как в нынешней России, достаточно сказать, что милиция ходила не вооруженной, а бютжет так нагло не пилили. Cитуация держалась не только на страхе, но и в том числе на том самом приоритете ценности общественных интересов. Да это все уже ближе к концу затрухлявело, но с другой стороны можно предположить что процесс гниения как раз и был следствием размывания приоритета ценности общественных интересов. Указанная ценность поддерживалась в обществе идеологической пропагандой, и когда последняя начала превращаться в фарс, началось и разложение СССР.

Что случилось дальше?
А дальше началась перестройка, которая помимо всего прочего разрушила коммунистическую идеологию. Именно коммунистическую, а не идеологию вообще. Произошло просто изменение приоритетов, если раньше служение общественным интересам оценивалось обществом положительно, а служение личным негативно, то теперь стало ровно наоборот. Служение общественным интересам представлялось в лучшем случае чем-то странным, не продвинутым а в худшем реакционным, враждебным, а вот служение личным наоборот воспринималось обществом как нечто вполне понятное. Если еще учесть тот факт, что российское общество сильнейшим образом подвержено эмпатии (зависимости от мнения окружающих), то станет понятным почему эта новая идеология индивидуализма столь быстро набрала обороты. Любой человек желающий просто честно работать на своем месте и элементарно уважать себя за свою работу, получать от нее удовольствие, как от своего призвания выпадал из общего контекста и был вынужден или уходить или изменять себя.
Если "каждый сам за себя" и "выживает сильнейший", то ясно, что надо быть вечномолодым (здоровым) и сильным (богатым).

Но самое интересное, что население зараженное идеологией индивидуализма теряет волю к сопротивлению. (Это как Шендерович, встречаясь с избирателями отмечал, типа стоит толпа людей и каждый говорит "А что я один могу?""
Действительно, если каждый сам за себя, если выживает сильнейший, значит нынешнее положение каждого результат его способности к выживанию иными словами если ты беден, то сам виноват и более того ты типа вообще в отбраковку. Это очень похоже на кальвинизм, в котором богатство есть награда за праведность, и если ты беден значит это за грехи сиди и не рыпайся. Именно поэтому я называю кальвинизм реакцией на эпоху возрождения с ее идеями гуманизма.

Для многих современных российских предпринимателей эта идеология оправдывает те методы которыми ведется в России бизнес. Обман, уклонение от налогов, покупка чиновников, неуважение к работникам, обман покупателя - все это элементы выживания. И действительно не используя эти элементы в России выжить предпринимателю невозможно.

Но больше всех эта идеология устраивает именно номенклатуру. Распыленное общество в котором нет веры в человека, в его гуманистическую сущность не может договориться внутри себя, каждый не верит каждому и не считает зазорным его обмануть. В таких условиях общество просто вынужденно обращаться к власти (номенклатуре) для наведения хоть каких-то правил. Или как вариант к Богу, причем к Богу именно как хранителю правил (порядка). В результате в вере на первое место выходит закон и страх за гнев Божий за его нарушение. Именно страх и только страх (перед сильной властью или грозным Богом) это единственное, что может удержать человека от его звериной сущности. И вера в то, что если страшный Путин уйдет, то страна развалится! - именно отсюда. 
Эта доктрина принципиально противоречит идеям возрождения, где Бог внутри (человек создан по образу и подобию), а основной мотив при общении с богом это любовь, а отсюда и индивидуальность и глубоко личностная (без посредников) форма общения с Богом, т.е. все то что лежит в основе протестантства. Я нарочно так «зацикливаюсь» на протестантстве, я вовсе не агитирую за него (протестантство нам сейчас не нужно). Я просто хочу показать, что нынешнее состояние общественного сознания в России ближе к европейскому средневековью мы не прошли через эпоху возрождения. Именно по этой причине российское общество (да и не толь оно ) отвергает все элементы Западной культуры в том числе экономические, политические, управленческие и т.п. в основе функционирования которых лежит именно доверие к человеку. Очень часто наши приезжая на Запад или США потешаются над доверчивостью европейцев или американцев, над плохой прописанность тамошних законов и тем как их легко обойти. Но весь фокус в том, что все эти правела и законы в принципе не будут работать без доверия в обществе.

Беда России в том, что нормы общественного поведения (а вернее ценности стоящие за ними) в сознании нашего человека были не сами по себе (что на самом деле и является правильным), а оказались идеологически привязаны к соответствующей иерархии (превосходство общественного над индивидуальным), и как только рухнувшая коммунистическая идеология перевернула иерархию ценностей, рухнули и привязанное к ней общественное осуждение коррупции, взятничества, казнокрадства, и т.п. Вдумайтесь, нас, на самом деле, не возмущают все эти пороки, нас возмущают лишь аппетиты их носителей.

Можно с кем угодно сколь угодно договариваться, но пока в массовом сознание не будет ценностей не давать взятку, не потому что жалко, а потому что мерзко, взятки будут. Российское общество в массовом сознании не освоило огромное количество ценностей необходимых для вхождения в цивилизованный мир. Большинство норм общественного поведения поддерживается в массовом сознании на уровне идеологий. Сейчас вот тоже пытаются сотворить очередную православно – патриотическую идеологию, чтобы хоть как-то привести все в порядок. Но ведь любая идеология рано или поздно рухнет, и что тогда? Опять все будет похоронено под ее обломками?

Мне бы хотелось подробнее остановиться на механизмах идеологического поддержания норм общественного поведения. Однако я боюсь «растекаться по древу», скажу лишь, что суть этого механизма в выделении некой ценности или нескольких ценностей, наиболее сильно усвоенных обществом, а затем уже исходя из них «логическим» путем «выводятся» все остальные нормы общественного поведения (тот самый общественный договор). Такой механизм позволяет восполнить (компенсировать) недостающие в общественном сознании, но столь необходимые для существования государства ценности. Однако такое восполнение, своего рода протезирование, имеет и свои отрицательные стороны. Во-первых, задерживается процесс истинного усвоения ценностей в общественном сознании, а во-вторых, вредно сильно повышается роль тех, кто отвечает за такое восполнение (идеологов). Плюс к тому общественная жизнь формируется вокруг государственного аппарата (номенклатуры) под нужды которого данное протезирование и проводится. В результате получается та сама связка государство (общественное образование) есть власть (читай номенклатурa).

А гражданское общество родилось в США, и уже после различными путями распространилось по остальному миру.
США построили баптисты, бежавшие от преследования и уничтожения из Европы, баптисты, которые не очень-то согласны, когда их называют протестантами, как я понимаю именно из-за кальвинизма. Они пытаются вести свою родословную от анабаптистов.
Так вот в самих США гражданское общество родилось следующим образом. В некую сельскую местность приходила баптистская община: строила дома, строила церковь, выбирала представителей, нанимала пастыря, шерифа с помощниками, строила школы, муниципалитеты, а власть была где-то очень далеко. Везде ли было так гладко? Не везде, где-то попадались непорядочные представители, где-то непорядочный шериф, где-то еще что-то. Но была определенная система ценностей и обращения с ними которые исповедовалось протестантством (баптизмом) и вот эта система, которую мы тут называем "Общественным Договором" каждый раз выправляла ситуацию. Выправляла на уровне небольших городов и на самом высоком уровне. Борьба за отмену рабства. Это ведь сначала рабство отменили, а уж потом появился экономическо-политический эффект. Еще была борьба за отмену расовой дискриминации. Американское гражданское общество поднялось не потому, что ожидало какого-то экономического, политического или какого-либо просчитываемого эффекта. Оно поднялось потому, что этого требовала усвоенная каждым отдельным гражданином система ценностей и обращения с ними. Вся история США пестрит таким гражданским движениями, они тут вообще по-моему никогда не кончаются. В чем причина такой озабоченности граждан? И еще никогда американское общество с властью не вело переговоров в смысле общественного договора, власть всегда ставили перед фактом и она либо принимала новые правила, либо ее меняли. Вообще, на сколько я понимаю, в США общество разговаривает с конкретным человеком: сенатором, президентом, чиновником. Это только у в России может такое быть: «Кто пошил костюм? МЫ!!!». Причем представителю власти могут простить даже серьезные ошибки, но не дай Бог ему нарушить ценности.

Хотите изменить "правящий дискурс" избавляйтесь от идеологического мировоззрения.
Если вы хотите заниматься бизнесом или благотворительностью, жить для себя и своей семьи или посветить себя служению другим,  или еще чем - ради Бога. У каждого свой успех.. И никто не имеет право судит правильно ли Вы сделали свой выбор, а вот идеологии такое суждение обязательно дадут, и именно через иерархию ценностей. Вообще говоря любое суждение о правильности или неправильности того или иного выбора возможно только относительно какой-либо иерархии ценностeй. Иными словами иерархия ценностей нарушает заповедь не судите.

Стыдным должно быть нарушение нравственности и только.



Subscribe

  • Quarantine Act

    A-xa-xa-xa... c 1:13 https://www.youtube.com/watch?v=LkNX37I0bvc ему выписали тикет/штраф на $800, но про-спел-или имя неправильно, что сделало…

  • Фамилия

    Ну чо, потеря фамилии имеет под собой основание :) God commanded man what was good ; but the devil surnamed it evil, and thereby baffled the…

  • Царственные и перебежчики

    Интересный монолог индейца, рассказывающего о различных договорах между Индейскими нациями и Джоржем Вашингтоном (Корпорацией ЮНАЙТЭД СТЭЙТС)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

  • Quarantine Act

    A-xa-xa-xa... c 1:13 https://www.youtube.com/watch?v=LkNX37I0bvc ему выписали тикет/штраф на $800, но про-спел-или имя неправильно, что сделало…

  • Фамилия

    Ну чо, потеря фамилии имеет под собой основание :) God commanded man what was good ; but the devil surnamed it evil, and thereby baffled the…

  • Царственные и перебежчики

    Интересный монолог индейца, рассказывающего о различных договорах между Индейскими нациями и Джоржем Вашингтоном (Корпорацией ЮНАЙТЭД СТЭЙТС)…