Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Categories:

духовность

Когда я увидел эти кельи, я понял, насколько велик был их духовный подвиг, и насколько мы сейчас духовно пали… Подземная келья размером метр на два с половиной и высотой два метра... Один из иеромонахов скита рассказал, что те, кто жил в этих кельях почти не спали и не ели...
- tchuev

- Вот обьясните мне кто-нибудь, почему издевательства над самим собой, всяческие самоистязания считаются на Руси делом высокодуховным. А нормальная жизнь считается мало того что бездуховной, но еще и духовным падением. Почему надо постоянно с самим собой бороться, почему нельзя просто жить и наслаждаться?

"Все эти депрессии имеют общий механизм развития. И у меня есть свое объяснение, как этот механизм работает. Я полагаю, что проблема здесь в переходе от дефицитарного образа жизни (Д-жизни) к бытийной жизни (Б-жизни). Чем больше был дефицит физиологических потребностей, тем ниже порог их насыщения, а это значит, что и проблема перехода в Б-жизнь наступает раньше. Такой переход – всегда испытание для психики человека. Он часто сопровождается депрессивными состояниями и не всегда оказывается успешным. Личность может так и не выйти в Б-жизнь. Дело в том, что в дефицитарной жизни личность мотивирована страданием. Всплески положительных эмоций, состояние счастья, душевного подъема – это всегда результат победы над очередным дефицитом или страданием. В Б-жизни всё подругому. Там надо самому находить то, что может дать нематериальную радость. А для этого надо уметь искать, надо быть инициативным, понимать себя. Жить в Б-жизни надо ещё научиться. Возможно, что человека надо учить жить в Б-жизни. Хорошо, если Я-концепция соответствует организмическому опыту личности. Такому человеку существенно проще. Если же нет. Если человек опутан «условиями ценности», то такой переход делается очень затруднительным. Кстати, любая идеология в изобилии порождает «условия ценности». Такой человек не может пережить эмоциональный, душевный подъем иначе, как только через преодоление чего-либо. А если преодолевать уже нечего? Тогда остаётся только преодолевать себя. Ничего удивительного в том, что для человека в таком состоянии личное благополучие становится синонимом зла. Именно в нём он видит причину своих страданий. Он начинает презирать благополучие. Точно так же, как человек, нахлебавшийся войны, начинает презирать мирную жизнь. Выхода в Б-жизнь не происходит. Человек хочет по-прежнему жить страданиями, лишениями, «умерщвлением плоти». То есть тем образом жизни, к которому он привык. Точно так же, как птица, выращенная в неволе, возвращается в клетку. Если обстоятельства складываются таким образом, что страдалец не может реально вернуться к дефицитарной жизни (добровольно отказаться от сытой жизни могут очень немногие), то такой человек начинает строить всякие прожекты великого, к которому надо идти через лишения. Именно такой путь кажется ему высоко духовным. На самом деле под духовностью подсознательно понимается всё то же эмоциональное напряжение; всё то же удовольствие, блаженство, но получаемое «правильным» путем. «Правильным» этот путь является просто потому, что другого пути наш человек просто не знает. Опыт не страдательного пути оказался для него отрицательным. Он уже пережил на нём депрессию, и теперь не страдательный путь для него тупиковый, бездуховный. Хотя, на самом деле, он просто не сумел найти двери. "
- Е. Гринев

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments