Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

Экономика: трёп о Потребностях и оценке Cпроса.

И опять про экономику. Недавное Кругмановское изречение о КРИЗИСЕ СПРОСА, и пост у smirnoff_v  тоже о ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОМ СПРОСЕ и как бе нехорошо подстегивать спрос кредитами (это обкрадывание будущего). Коротче решила собрать мысли в один псто.

Начну издалека.

Есть такая наука этология (наука о поведении животных). Этологи поставили такой эксперимент - только что родившей кошке подложили только что вылупившихся цыплят. Кошка приняла цыплят за котят, а цыплята кошку за курицу. Этот опыт ставился с целью подтверждения теории импринтов. Суть этой теории в том, что генетически наследуется не вся необходимая информация (о котятах для кошки и о курицы для цыплят), а только некий необходимый минимум. Окончательное определение всех параметров происходит в так называемый момент импринтной уязвимости (у кошки это роды, у цыплят вылупление из яйца).
 
Вы наверно обращали внимание как люди по разному реагируют на одно и тоже событие. Ну, например, фильм Девчата, когда героиня спокойно по детдомовски угощается «чужим», и какова последующая реакция этих самых «чужих». Не бери чужое- это эмпринт, один раз приобретенный в момент импринтной уязвимости на всю последующую жизнь. В сознании человека огромное количество самых разнообразных импринтов. Эти импринты образуют систему, они взаимосвязаны, т.е. одни импринты не совместимы с другими, или по-другому, одни импринты обуславливают приобретение других импринтов. Каждая система импринтов передается от родителей к детям, поддерживается системой воспитания в обществе.. Т.е система импринтов определяет общество.

Система импринтов, подобно живому организму, может развиваться (эволюционировать) и конкурировать с другими системами импринотв. Внешне эта конкуренция выглядет как борьба различных общественных укладов, но по сути это борьба различных систем импринтов.

Так вот что я хочу сказать Товарно-Денежные Отношения(ТДО) не являются объективно закономерным явлением. ТДО -это всего лишь одна из систем импринтов. Именно импритны поддерживают ТДО.
Сейчас у земной цивилизации есть серьезная проблема. Общество может производить только товар. Производить товар это значит производить продукт для обмена на взаимной основе. Но если все работоспособное население будет производить товар, задействовав все имеющиеся мощности, то этот товар просто будет некуда девать. Земная цивилизация практически не умеет производить продукт для безвозмездной передачи потребителю (вне системы ТДО). Не умение это стоит на соответствующих мипринтах. Эти  импринты инстолируются как воплощение справедливости - "кто не работает, тот не ест", и еще массой связаных импринтов. Без этой системы импринтов ТДО -фикция. Да эти импринты были в свое время очень оправданы, они породили общество (его еще называют Западным) и это общество достигло определенных успехов. Но сейчас надо двигаться дальше.

Возьмем такой пример – школа, ученики и учитель. Рассмотрим эту страту с точки зрения ТДО. Учитель производит продукт – обучение, и за это получает деньги. Если допустим учитель обучал 10 учеников и получал N-ую сумму, то если он начнет обучать 20 учеников то он должен получать в двое большую сумму, а если у него останется 5 учеников, то соответственно в двое меньшую сумму. Понятно, что должен существовать некий орган (скорее всего государственный) который контролирует качество обучения через некие нормативы и определяет эту самую N-ую сумму исходя из затрат и спроса на учителей. Такова логика ТДО и таковы преставления о справедливости.
 
Однако возможна и другая система. Учитель исходит из того, что учить это его призвание и смысл жизни, он хочет посвятить этому свою жизнь. Естественно ему необходимы какие-то средства для всего прочего (еда, жилье, одежда). Все прочее его интересует лишь в той мере в какой ему это необходимо чтобы отдавать себя своему призванию. Общество со своей стороны исходит из того что есть хороший учитель, который ценен сам по себе и общество готово его содержать, дать ему то что ему необходимо для исполнения своего предназначения. Очевидно, что в этом случае энная сумма получаемая учителем не будет зависеть от числа учеников. Учитель не будет требовать дополнительных денег за увеличивающуюся нагрузку (просто потому, что он не воспринимает это как нагрузку). Общество не будет требовать экономии за обучение меньшего числа учеников, потому что ценен сам учитель и процесс обучения, а не количество учеников. Теперь о контроле качества обучения, понятно, что с нормативами тут уже никак (во всяком случае в отношение зарплаты), т.е. контролирующий орган не может быть формализован, т.е. он не может быть государственным. Выход делать некий совет из достойных граждан, которые и будут контролировать качество обучения.
Этот совет называется попечительский. И система это реально существует и работает, правда не в России. А учителей с ответствующими взглядами на жизнь поставляет гуманистическая психология, которая учит своих адептов, строить свою жизнь не через ТДО, а через призвание.

Ценность - это проекция внутреннего мира потребностей человека во внешний мир.

Процесс проецирования потребностей во внешний мир не однозначен, и сильно манипулируем. С другой стороны, есть очень много причин, почему потребности человека во многом искусственно проецируются в материальный мир товаров, порождая именно материальные ценности и материальное потребление.

Можно сказать, что необходимо самоограничивать потребности. А ведь потребности, любые, в том числе и материальные, совершенно ни при чем, проблема в навязанном современному человеку, навязанном на уровне мировоззрения и воспитания, способов проецирования его потребностей во внешний мир. И уж коли на то пошло рост потребностей как раз надо наоборот стимулировать. Все что у нас ассоциируется с культурой (одежды, быт, отдых, межчеловеческиe отношения), все это потребности. К сожалению, человеку привычней использовать привычное, а обнаружив в себе какую-то новую потребность человек прежде всего попробует использовать привычные подходы и спроецировать эту новую потребность привычным способом в материальный мир товаров.

Давайте проиллюстрирую. Возьмем такую потребность человека как безопасность. Эта потребность актуализируется сразу же после минимального удовлетворения физиологических потребностей и нарастает по мере все большего их удовлетворения. Хорошо просматриваются следующие проекции этой потребности во внешний мир. Это ценность здоровья, ценность физической безопасности, и ценность стабильности в будущем - ближнем и удаленном. Самое последнее означает что человек хотел бы иметь возможность удовлетворять свои потребности в старости хотя бы в какой-то части от того чего он добился в рассвете сил. Самое простое и естественное решения этой проблемы, это сформировать новую страту движения продукта от производителя к потребителю. На всякий случай дам определение понятию продукта. Продукт - это результат деятельности одного человека способный удовлетворить потребности другого человека. Итак, как должно быть организовано движение продукта в этой новой страте? Схема должна быть следующей: Я сегодняшний способствую удовлетворению потребностей (произвожу соответствующий продукт) сегодняшних пожилых людей, рассчитывая на то, что со мной поступят так же, когда я сам состарюсь. О каких потребностях идет речь? Безусловно физиологические (еда, одежда, жилье, и т.п.), все той же потребности безопасности (у пожилых людей, она проецируется в основном в ценность здоровья), потребность принадлежности (ее проекция в этом случае это ценность общения), потребность признания (проекция - ценность уважения к образам и наследию того времени когда пожилой человек был полон сил), и наконец самоактуализация, которая в пожилом возрасте проецируется во всевозможные увлечения и хобби. Правильно организованная страта все это обеспечит. Я материально помогаю пожилым, это совсем не сложно, так как в подавляющем числе случаев это мои же родители. Я общаюсь с ними, уважаю все, что дорого им, и не мешаю, а наоборот помогаю их увлечениям. При всей внешней простате такой схемы за ней стоит определенная система воспитания, культуры и мировоззрения. Возможно, что такая схема даже покажется кому-то утопической. Однако такие, близкие к правильным, страты существуют, например, у кавказских народов, с весьма специфическим отношение к пожилым людям.

Теперь рассмотрим «кривую» проекцию этой потребности, называется она ценность пенсии. Как появился это уродец. А появился он все из того же желания использовать привычные подходы ТДО. В результате соответствующая страта размыта, растворена ТДО в системе финансового продукта-товара, который мы покупаем в рассрочку в течении жизни. Да пенсия лучше, чем ничего, но она может обеспечить только физиологические потребности, может с трудом еще медицинские, но вот все остальное это едва ли. Сами ТДО тут конечно не виноваты, виновата прежде всего убежденность людей что мир потребностей человека может быть оценен в денежных единицах. Я хочу как-то еще раз подчеркнуть, всякий раз когда мы пытаемся ввести в множество человеческих потребностей какой-то универсал (метрику) чтобы например как-то оценить степень удовлетворения наших потребностей, мы сами того не желая уподобляемся тем кто мерит все деньгами.

Есть такая идея. Может глупость, может «велосипед».

Если спрос имеет ценность (А судя по высказываниям Кругмана и других он таки имеет ценность), то он должен быть как-то оценен, и лучше как-то количественно. Иными словами должны быть деньги оценивающие спрос. Эти деньги, оценивающие спрос, для определенности назовем полосатыми. Деньги оценивающие товар пусть будут называться зелеными.

Итак, приходите вы в магазин делаете покупку и платите какое-то количество зеленых денег за товар, а вам в кассе выдают такое же количество полосатых денег за ваш спрос на этот самый товар. Магазин закупает товар на фабрике за зеленые деньги и получает от фабрики полосатые в том же количестве в оплату за спрос (из он потом и отдает своим покупателям). Фабрика в свою очередь закупает сырье за зеленые и соответственно получает полосатые. Фабрика так же нанимает работников и платит им зеленые, но в ответ требует полосатые. Не заплатил полосатые -не получишь зеленых. В конечном итоге сырье производится из природных ресурсов, которые закупаются у государства (скажем в виде налогов).

Государство за ресурсы забирает зеленые и выдает полосатые. Из этих денег формируется бюджет. Можно еще налогов добавить по вкусу, лишь бы на тех же правилах, зеленые в обмен на полосатые. Расходуется бюджет по той же схеме – зарплата бюджетника в зеленых в обмен на полосатые. Получается два встречных кругооборота денег.
Зачем все это надо? Ну вот, скажем, работаете вы на фабрике, получаете зарплату. Если до новой получки вы не истратите всех зеленых денег, вы не наберете нужного количества полосатых. Вы конечно можете пойти и поменять у кого-нибудь свои неизрасходованные зеленые на чужие полосатые, общество это будет всячески приветствовать и называть этот обмен чистой благотворительностью. Так как благотворительность едва ли будет иметь массовый характер, то спрос в такой системе обеспечен, его нет необходимости подхлестывать инфляцией.

Теперь возьмем работодателя, допустим он внедрил машину, заменяющую несколько работников, при том же объеме товара, однако если он уволит «лишних» работников, он сократит потенциальный спрос в обществе. Впрочем, ждать перепроизводства не потребуется. Как только он уволит работников, он лишится их полосатых денег, а значит не сможет продать весь произведенный товар в том же объеме.
 
Как в этой схеме сделать крупную покупку, на которую не хватает одной получки? Делается она так. Вы экономите зеленые деньги и перед получкой несете их в банк (иначе не получите очередной получки). Но это очень интересный банк, он принимает у вас зеленые и выдает полосатые. Получить обратно зеленые вы можете только вернув банку полосатые, однако вернет он вам не всю сумму зеленых, а за вычетом некого процента (это его доход), ну и соответственно он потребует назад не всю сумму полосатых, а лишь часть (за вычетом того же самого процента). Более того банк потребует у вас гарантий что вы вернете полосатые. Гарантии в таком виде - если до указанного срока вы не принесете полосатых и не заберете зеленых, банк купит вам товар (Какой? Вы согласуете это заранее), и таким образом вернет себе полосатые.
 
Прежде всего все деньги безналичные и хранятся на именной карточке. В государстве с двухмерными деньгами, рождаясь на свет, человек получает гражданство и карточку с некой суммой полосатых денег. За каждый год жизни государство добавляет к этой сумме еще понемногу и так до совершеннолетия. Таким образом, у каждого совершеннолетнего гражданина есть одинаковая величина полосатых денег. Последнее весьма справедливо, так как означает, что все имеют равное право на труд. Тут нет уравниловки, как это может показаться, так как реально получаемые блага конкретного человека зависят от скорости обращения полосато-зеленых денег которые он сможет обеспечить (об этом позже).

Разумеется новорожденный получив полосатые не идет работать их забирают родители и за счет этого получают возможность больше работать и соответственно больше зарабатывать. Когда человек умирает, его доля полосатых денег изымается.
Государству надо поддерживать равновесие зеленых и полосатых денег. Если рождений больше чем смертей государству необходимо добавить в оборот зеленых денег. Если наоборот, изъять часть лишних.

Когда человек стареет, он может предоставлять свои полосатые деньги родственникам (или вообще чужим людям), они смогут больше работать, и за это будут содержать пожилого человека. Возможны образования неких небольших групп людей, где часть группы будет довольствоваться малой долей общественных благ, которые будут получать от тех, кому они передали свои полосатые. Другая же часть группы будет иметь возможность больше работать и соответственно получать большую долю общественных благ. Возможно что не работающая часть будет заниматься покупками, созданием комфорта и отслеживанием своевременной реализации зеленых денег всей группы. Внутреннее распределение общественных благ в группе ничем не регламентировано, так как группа образована на добровольных принципах и, скорее всего, держится на личных отношениях между людьми в группе, то принцип распределения будет похож на семейный или коммунистический. Двухмерные деньги делают проживание в группе более эффективным, по сравнению с автономным проживанием. Эта свойство двухмерных денег возможно в дальнейшем полностью изменит мировоззрение человека.
 
Мошенничество затруднено тем, что на счету любого человека в любой момент времени сумма полосатых и зеленых постоянна и одинакова у всех. т.е всякий раз когда с карточки списывается один вид денег на него тут же зачисляется другой.

В мире двумерных денег очень важна скорость оборота. Доходы конкретных людей определяются не зарплатой она у всех не может быть больше того числа денег, которое имеет каждый гражданин на своем счете с момента совершеннолетия (скорее всего она у всех просто одинаковая). Величина дохода (вернее доли общественного пирога) определяется именно скоростью оборота денег на их каточке. Есть разумеется социально гарантированный период оборота (СГПО) больше которого период быть не может. Если у Вас был минимальный неизрасходованный остаток полосатых денег, ну т.е. на вашей карточке сумма полосатых денег не опускалась ниже этого числа, то по истечению этого СГПО государство заберет эту сумму ваших полосатых и зачислит такую же сумму зеленых. Вы можете вообще не работать.

Собственно говоря эти деньги придуманы не для того чтобы уравновесить спрос и предложение. Автор придумал их для того, чтобы оставив систему рыночной в целом, создать механизм регулирующий объем производства.

Допустим мы имеем дефицит товаров. Может народ обленился не хочет работать, может мощностей мало, может еще чего. Надо стимулировать экономику. Для этого просто удлиняем СГПО. Пусть теперь обратная ситуация перепроизводство. В этом случае наоборот укорачиваем СГПО. Часть работников, которым зарплата выдается с периодом близким к новому значению СГПО, могут не работать. Не эффективные предприятия в этом случае будут вынуждены законсервироваться. В случае если в дальнейшем СГПО будет опять удлинен они могут опять открыться.

Если вы предприниматель, т.е. хозяин, то вы устанавливаете как часто ваши рабочие будут получать зарплату. Причем кто-то более ценный для вас будет получать чаще, кто-то реже. Вы разумеется чаще всех. Например, самые малоценные работники получает раз в 40 дней, более ценные раз 20 дней, еще более ценные раз в 10 дней, вы два раза в сутки. Приток полосатых денег от малоценных сотрудников за 40 дней будет некая сумма N*M1 (это N то самые неизменное количество полосатых денег которые получает гражданин к совершеннолетию, М1 – число таких сотрудников), для более ценных 2N*M2 (M2 – число более ценных сотрудников), для еще более ценных 4N*M3, ну и Ваша 80N*1. Таким образом на 40 дней Вы от оплаты рабочей силы (включая Вас), Вы получите полосатых в сумме N*(М1+М2+М2+1). Плюс часть полосатых вы получите от поставщиков сырья, электроэнергии и т.п. Общая сумма полосатых полученная таким образом за сорок дней и определит на какую сумму зеленых Вы можете продать вашу продукцию за сорок дней.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments