Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Categories:

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИХОТОМИЙ

"    ... мы, наконец,  можем позволить себе сформулировать  одно очень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из исследования  феномена  самоактуализации,  и   акцентировать  на   нем  ваше внимание. ...  разнообразные  понятия и  феномены,  которые  принято считать  антагонизмами  друг другу,  не  являются таковыми  на  самом  деле, им навязано   это   противостояние   и   навязано   оно  именно   искаженным представлением   о  них  нездоровых   людей,   людей,  не  достигших  уровня самоактуализации.   Самоактуализированный  индивидуум   изжил   в  себе  эти дихотомии, преодолел атомизм,  объединил  частности  в  общее,  поднялся  на уровень наджитейской целостности.  
...   

Например,  такие извечно  непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,
инстинкт и  логика не являются таковыми для здорового человека; он не  видит
здесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одном
и   том  же,   устремляют  его  к  одной   цели.   Иначе   говоря,   желания
самоактуализированного   человека   не  вступают   в   конфликт  с  разумом.
Перефразируя  известное  изречение Блаженного  Августина:  "Люби  Господа  и
поступай,  как  знаешь", можно  сказать  так: "Будь здоров  и доверяй  своей
природе".
     В   сознании   самоактуализированных   людей   нет    места   дихотомии
"эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом  своем поступке одновременно к
эгоистичен,  и  альтруистичен.  Его  жизнь  одновременно и духовна,  и
низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может  стать
для  него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не  отменяет  для него
удовольствия,  работа  не мешает игре,  напротив,  обязанность становится
удовольствием, а  работа превращается  в игру,  когда человек, добродетельно
исполняя свой общественный долг, находит в нем  наслаждение и счастье. Если,
как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в
человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их  противопоставлять? Если
зрелый человек  может  быть  по-детски наивным и простодушным, то так  ли уж
велика  разница  между  взрослым  и ребенком? Если  самые нравственные  люди
оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между
духовной жизнью и жизнью животной?
     Все сказанное выше в равной степени справедливо и по  отношению к таким
дихотомиям,     как      доброта-жестокость,     конкретность-абстрактность,
приятие-отвержение,  индивидуальное-общественное,  конформизм-нонконформизм,
отчуждение-идентификация,  серьезность-юмор,      дионисизм-аполлинизм,
интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность,
серьезность-фривольность, конвенционализм-неэависомость, мистика-реальность,
активность-пассивность,   мужественность-женственность,   вожделение-любовь,
Эрос-Дгапэ  и по отношению  к  прочим дихотомиям.  

Невротический  антагонизм между Ид,  Это и  Супер-эго  у  этих людей преодолен, он  
трансформирован  в отношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь 
этих людей целостна и  едина,  ее  невозможно  расчленить  на отдельные  сферы,  
их  когнитивные процессы  существуют  в  неразрывном,  организмическом, анти-аристотелевском
единстве  с их  влечениями  и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полном
согласии с низким, животным началом, в результате чего  то, что прежде  было
дилеммой,  становится  единством,   новой   сущностью   или,  как   это   ни
парадоксально, перестает быть дилеммой.  Если  мы  знаем, что противоборство
между  мужским и женским началом - это не  что иное, как признак незрелости,
ущербности,  отклонения от роста и  развития, то надо ли делать выбор  между
этими  двумя  крайностями?  Разве   возможен  сознательный  выбор  в  пользу
патологии?  Если мы  понимаем, что  здоровая  женщина  воплощает  в  себе  и
добродетели, и пороки, то  стоит ли выбирать между добродетельной женщиной и
женщиной порочной?
     Самоактуализированного   человека   отделяют  от  среднестатистического
человека   не  количественные,  а  качественные   различия;  они   настолько
кардинальны,  что можно говорить о  двух типах индивидуальной  психологии. Я
убежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости,  нездоровью,
патологии,  крайне негативно  отражается на  ее развитии, порождает ущербную
психологию  и  ущербную философию.  Базисом  универсальной науки  о человеке
должно стать изучение самоактуализированной личности."

- Абрахам Гарольд Маслоу "Мотивация и личность"

Subscribe

  • Россия - нерабочие дни

    Кстати, то что они опять каникулы себе готовят, объявляя дни нерабочими - это неспроста и никакого отношeния к модной болезни не имеет. Налоговая у…

  • Россия -Впечатлениа 3 - В каких случаях нужны кавычки?

    Купила местную газету. В разделе ДОКУМЕНТЫ объявления от Администрации Гагaринского райoна и Совета депутатов города Гагарин. Интересные шапки.…

  • Россия -Впечатления 2 (update)

    Нашла в почтовом ящике извещение от почтовой службы о заказном письме. Соседка сказала что это про налоги на хату. Откуда: Москва 373 На ФАМИЛИЮ ИМЯ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Россия - нерабочие дни

    Кстати, то что они опять каникулы себе готовят, объявляя дни нерабочими - это неспроста и никакого отношeния к модной болезни не имеет. Налоговая у…

  • Россия -Впечатлениа 3 - В каких случаях нужны кавычки?

    Купила местную газету. В разделе ДОКУМЕНТЫ объявления от Администрации Гагaринского райoна и Совета депутатов города Гагарин. Интересные шапки.…

  • Россия -Впечатления 2 (update)

    Нашла в почтовом ящике извещение от почтовой службы о заказном письме. Соседка сказала что это про налоги на хату. Откуда: Москва 373 На ФАМИЛИЮ ИМЯ…