Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Categories:

Про экономику или то, о чем здесь написано, вообще мало кто понимает :)

[...]Экономика не такая точная наука, как, скажем, физика. Ведь она изучает общество, которое, в отличие от физических объектов, быстро развивается и усложняется, в частности в ответ на появление новых экономических теорий. Поэтому неудивительно, что на некоторые, в том числе и очень важные для общества, вопросы экономисты пока не могут дать удовлетворительных ответов и спорят друг с другом.[...]
- Гуриев

andrey_kuprikov: О как! Экономика по Гуриеву это обществознание пополам с метеорологией и угадыванием 50 на 50.


-- Экономика не существует в отрыве от политики, политика не существует в отрыве от тех или иных представлений господствующих в обществе. А эти самые представления имеют свойство меняться.

Все экономические модели должны содержать в себе и модель человека. В большинстве моделей человек упрощенно представляется как потребитель материальных благ, а влияние на экономику всех остальных человеческих потребностей полагается незначительным. И это действительно справедливо для обществ с низким уровнем жизни. Дефицит биовыживательных потребностей человека статистически оказывается определяющим, делающим все остальные потребности менее значимыми. Это так сказать естественное распределение приоритетов. Это еще подметил Маслоу в своей известной пирамиде потребностей. С помощью идеологии приоритеты можно слегка сместить, но такое идеологическое смещение все равно будет построено на биовыживательных потребностях, например, на идее лучшей жизни, но потом в светлом будущем или на том свете. Однако биовыживательные потребности обладают одним существенным недостатком - их мотивационная мощь резко падает уже при довольно низком пороге насыщения. Дальше, если верить Маслоу включаются потребности связанные с индивидуальностью (принадлежность, признание). В культурах где индивидуальность подавленна (эмпатия,так свойственная нашей российской культуре "Куда все туда и я", как раз и подавляет индивидуальность) это группа потребностей не работает. Вы может мне возразить что после краха СССР у нас наплодилось полно индивидуалистов, но я хочу подчеркнуть, что индивидуальность и индивидуализм не одно и тоже. Индивидуальность - это отличие от других (иными словами другие тоже нужны, ну чтобы было с кем сравнивать), индивидуальность не разрушает общности. А вот индивидуализм (во всяком случае что касается российской его формы) это атомезация, автономность, это отрицание какой либо общности.

Так вот, возвращаясь к экономическим моделям. Если уровень жизни в обществе превышает некий порог, то экономические модели с моделью человека как потребителя биовыживательных потребностей перестают работать. Причем это скорее недостаток самого общества чем модели. Если в сознании общества не сформированы (не развиты) соответствующие ценности, значит нет и соответствующих потребностей, а значит и нет мотива для дальнейшего развития. Общество просто останавливается в своем развитии.

К чему это я? Экономика должна учитывать палитру усвоеных и защищаемых обществом ценностей. (Фундамент ценностей в личности не разум (когнитивные процессы), ценности (как, кстати, и мораль) стоят на эмоциях человека. Т.е человек постигает ценности через чувства. Другими словами, ценность - это проекция внутреннего мира потребностей человека во внешний мир.)
Так биовыживательные потребности проецируются в некие материальные ценности. Причем если ограничиться только биовыживательными потребностями, то набор и объем таких ценностей будет невелик, так как эта потребность имеет физиологические пределы.
Потребность безопасности так же легко проецируется в материальные ценности (хотя и не полностью).
Потребности принадлежности опять же в современном мире (в основном, но уже частично) проецируется в материальные ценности. Ну, типа, покупай как все - иначе изгой.
Можно спроецировать в материальные ценности и потребность признания (хотя это уже совсем примитивно), ну, типа, у меня самая крутая тачка.
И совсем трудно спроецировать потребность самоактуализации.

Если стремиться привязать ценности к конкретике т.е. сделать ценности предметом например операций обмена, взаимодействия внутрии коллектива, то надо смотреть на процесс движения продукта от производителя к потребителю. (Продукт - это результат деятельности одного человека способный удовлетворить потребности другого человека.)
Например, мы можем делать это через товарно-денежные отношения. ТДО достаточно совершенны для своей страты. И скорее всего они не претерпят принципиальных изменений. Просто в новых стратах они будут нести лишь вспомогательную функцию. Напримр те же зеленые так или иначе используют ТДО для покупки всего необходимого. Но зеленые не производят никакого материального продукта, а вовлекают в свое движение массу людей. То же самое будут делать и другие страты. В результате в материальном производстве останется совсем малая часть населения, но этой части будет вполнее достаточно, чтобы обеспечить весь спрос на материальные ценности. Тем самым снимается проблема перепроизводства.
Сейчас «стерилизация» избыточной рабочий силы, и одновременно поддержание спроса организованна в виде столь не любимого многими потребительского общества. Расплачиваться за это приходится избыточным расходом ограниченых природных ресурсов. Механический отказ от потребительского общества чреват катастрофой, чего, к сожалению, не понимают многочисленные противники потребительского общества.

В ближайшем обозримом будущим люди формирующие новые страты будут очень осторожны в использование механизмов ТДО. И связано это вот с чем. Процесс проецирования потребностей во внешний мир неоднозначен, и сильно манипулируем. С другой стороны есть очень много причин, почему потребности человека во многом искусственно проецируются в материальный мир товаров, порождая именно материальные ценности и материальное потребление. Можно говорить о необходимости «самоограничения потребностей», но потребности, любые, в том числе и материальные, совершенно ни при чем. Проблема в навязанном современному человеку (на уровне мировоззрения и воспитания) способе проецирования его потребностей во внешний мир. И уж коли на то пошло, рост потребностей как раз надо наоборот стимулировать. Все что у нас ассоциируется с культурой (одежды, быт, отдых, межчеловеческиe отношения), все это потребности. К сожалению, человеку привычней использовать привычное, а обнаружив в себе какую-то новую потребность человек прежде всего попробует использовать привычные подходы и спроецировать эту новую потребность привычным способом в материальный мир товаров. Поэтому выживание новых страт возможно только на максимально возможном удалении от ТДО. Более того, лидеры этих страт демонстрируют определенное презрение к ТДО и связанных сними механизмов, и это абсолютно объяснимое поведение. Это, точно так же как нигилизм, подростков, является необходимым этапом процесса самоидентификации.

Теперь можно проиллюстрировать все сказанное выше на следующем примере. Возьмем такую потребность человека как безопасность. Эта потребность актуализируется сразу же после минимального удовлетворения физиологических потребностей и нарастает по мере все большего их удовлетворения. Хорошо просматриваются следующие проекции этой потребности во внешний мир. Это ценность здоровья, ценность физической безопасности, и ценность стабильности в будущем - ближнем и удаленном. Самое последнее означает что человек хотел бы иметь возможность удовлетворять свои потребности в старости хотя бы в какой-то части от того, чего он добился в расцвете сил. Самое простое и естественное решения этой проблемы - это сформировать новую страту движения продукта от производителя к потребителю. Как должно быть организованно движение продукта в этой новой страте?
Схема должна быть следующей: я сегодняшний способствую удовлетворению потребностей (произвожу соответствующий продукт) сегодняшних пожилых людей, рассчитывая на то, что со мной поступят так же, когда я сам состарюсь. О каких потребностях идет речь? Безусловно физиологические (еда, одежда, жилье, и т.п.), все той же потребности безопасности (у пожилых людей, она проецируется в основном в ценность здоровья), потребность принадлежности (ее проекция в этом случае это ценность общения), потребность признания (проекция - ценность уважения к образам и наследию того времени когда пожилой человек был полон сил), и наконец самоактуализация, которая в пожилом возрасте проецируется во всевозможные увлечения и хобби. Правильно организованная страта все это обеспечит. Я материально помогаю пожилым, это совсем не сложно, так как в подавляющем числе случаев это мои же родители. Я общаюсь с ними, уважаю все, что дорого им, и не мешаю, а наоборот помогаю их увлечениям. При всей внешней простате такой схемы за ней стоит определенная система воспитания, культуры и мировоззрения. Возможно, что такая схема даже покажется кому-то утопической. Однако такие, близкие к правильным, страты существуют, например, у кавказских народов, с весьма специфическим отношение к пожилым людям.

Теперь рассмотрим «кривую» проекцию этой потребности, называется она ценность пенсии. Как появился это уродец? А появился он все из того же желания использовать привычные подходы ТДО. В результате соответствующая страта размыта, растворена Товарно-Денежными Отношениями в системе финансового продукта-товара, который мы покупаем в рассрочку в течении жизни. Да пенсия лучше, чем ничего, но она может обеспечить только физиологические потребности, может с трудом еще медицинские, но вот все остальное - это едва ли. Сами ТДО тут конечно не виноваты, виновата прежде всего убежденность людей, что мир потребностей человека может быть оценен в денежных единицах.
Я хочу как-то еще раз подчеркнуть, что всякий раз когда мы пытаемся ввести в множество человеческих потребностей какой-то универсал (метрику) чтобы например как-то оценить степень удовлетворения наших потребностей, мы сами того не желая уподобляемся тем, кто меряет все деньгами.

Taк экономизды, со своей попыткой измерить например счастье и красоту линейкой, пролетают как фанера над Парижем. Они не «пока не могут дать удовлетворительных ответов», они их в принципе дать не могут и именно из-за того, что многие потребности человека в материальный мир не проецируются, и метрикой не измеряются. .
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments