Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

Сознание - это...

«Сознание состоит из чувств, или способности ощущать, или понимания. Оно начинается утром, когда вы просыпаетесь от сна без сновидений, и продолжается весь день, пока вы не засыпаете, умираете или каким-то другим образом теряете сознание. »

Лекцию Джона Сельe о сознании

Я буду говорить о сознании. Почему о сознании? Потому, что этим предметом на удивление пренебрегают, как в науке, так и в философии.
Это самый важный аспект нашей жизни по очень простой причине. То, что мы сознательны – необходимое условие любой важной вещи. Наука, философия, музыка, искусство, что угодно – всё не имеет никакого смыла, если ты зомби, или находишься в коме. Так что главное – сознание. Вторая причина в том, что когда люди интересуются сознанием, а я думаю, что они должны интересоваться, они обычно говорят ужасные вещи. А если они не говорят ужасные вещи, а пытаются действительно проводить серьёзные исследования, всё идёт медленно. Прогресс идёт медленно.

Когда я впервые заинтересовался вопросом, я думал, что проблема лежит в сфере биологии. Загрузим мозг работой, и посмотрим, что там происходит. Я обратился в UCSF (Калифорнийский университет) и поговорил со всеми серьёзными нейробиологами. Они продемонстрировали некое нетерпение, как учёные всегда делают, когда им задают неудобные вопросы. Больше всего меня поразило, когда очень известный нейробиолог сказал: «Слушай, в моей области вполне нормально интересоваться сознанием, но только сначала получи теньюр. Сначала получи теньюр».

И вот я работаю над проблемой уже довольно долго. Думаю, сейчас действительно можно получить теньюр, работая над проблемой сознания. Если так, то это действительно настоящий шаг вперёд. Но к чему тогда такое странное недовольство и враждебность по отношению к вопросам о сознании? Думаю, это комбинация двух вещей в нашей культуре, которые вроде бы противостоят друг другу, но на деле разделяют некий общий набор предположений.
Первая – традиция религиозного дуализма: Сознание не часть материального мира, это часть духовного мира. Это традиция Бога, души и бессмертия. Другая традиция, которая вроде бы противоположна этой, принимает самое худшее допущение. Мы – научные материалисты: Сознание не часть физического мира. Или оно не существует вовсе, или это что-то другое, компьютерная программа или какая-то глупость, но в любом случае не часть науки.
Я вступал в споры, от которых болела голова. Вот как они проходили. Наука объективна, сознание субъективно, поэтому не может быть науки о сознании. Эти дуальные традиции нас парализуют, из них трудно выбраться.

Главное, что я хочу сказать в этой лекции: сознание есть биологический феномен, как фотосинтез, пищеварение, митоз (вы знаете биологические явления), и как только вы принимаете этот тезис, большая часть, хотя и не все, трудные проблемы по поводу сознания просто испаряются. Я сейчас пройдусь по некоторым из них.
Первая: сознание не существует, это иллюзия, как закаты солнца. Наука показала, что закаты и радуга есть иллюзии. Сознание тоже иллюзия. Вторая: ну, может сознание и существует, но на самом деле это что-то другое, не иллюзия. Это компьютерная программа, выполняющаяся в мозге. Третья: единственное, что реально существует – это поведение. Бихевиоризм был неприлично влиятельным, я к этому ещё вернусь. Четвёртая: может быть сознание и существует, но для мира это безразлично. Как может духовность что-то сдвинуть? Сейчас, когда кто-то мне это говорит, я думаю: «Вы хотите увидеть, как духовность что-то двигает? Смотрите.»
Я принимаю решение сознательно поднять мою руку, и эта чёртова штука поднимается (смех в зале).
Более того, обратите внимание, мы не говорим: «Ну, это немного похоже на погоду в Женеве. Иногда поднимается, иногда не поднимается.» Нет, она поднимается всякий раз, когда я этого хочу.

Я расскажу вам, как это возможно. Хотя я ещё не дал определения. Без определения нельзя. Люди всегда говорят – сознание трудно определить. Я думаю, что определить легко, если не пытаться дать научное определение. Мы не готовы к научному определению, но вот определение, базирующееся на здравом смысле: «Сознание состоит из чувств, или способности ощущать, или понимания. Оно начинается утром, когда вы просыпаетесь от сна без сновидений, и продолжается весь день, пока вы не засыпаете, умираете или каким-то другим образом теряете сознание». Сны в таком определении есть формы сознания.
Вот такое определение, с точки зрения здравого смысла.

Но люди думают – если всё так, это ужасная проблема. Как такая вещь может существовать как часть реального мира?
Если у вас был курс философии, в нём это известно как проблема тела и души. Думаю, тут тоже есть простое решение. Я о нём расскажу. Все наши состояния сознания, без исключения, вызваны низкоуровневыми биологическими процессами в мозге, и мозг их воспринимает как системные свойства или свойства высшего уровня. Это настолько же загадочно, насколько загадочен факт того, что вода жидкая. Состояние жидкости не есть некий дополнительный сок, испускаемый молекулами воды. Это состояние, в котором находится система. И подобно тому, как банка, полная воды, может перейти из жидкого состояния в твёрдое в зависимости от поведения молекул, так и мозг может перейти из сознательного состояния с бессознательное, в зависимости от поведения молекул. Известная проблема души и тела оказывается настолько простой.
Но тогда мы сталкиваемся с некими более сложными вопросами. Определим точные черты сознательности, чтобы потом мы могли ответить на четыре возражения, которые я сделал раньше.

Первая черта – сознание настоящее и неуменьшаемое, от него нельзя избавиться. Различие между реальностью и иллюзией – различие между тем, как вещи воспринимает наше сознание, и какими они являются на самом деле. Сознанию кажется, что в небесах появляется мост, или что солнце садится за горы. Так кажется нашему сознанию, но на самом деле это не то, что происходит на самом деле. Но по этому отличию от того, какими вещи кажутся, и какими они есть на самом деле, нельзя делать какие-то выводы относительно самого существования сознания, потому что если тебе кажется, что ты сознателен, значит у тебя есть сознание. Я имею в виду, куча экспертов приходят ко мне и говорят: «Мы умные нейробиологи, и мы тебя, Сельe, изучили, и мы убеждены в том, что ты не сознателен, а ты очень умело сконструированный робот». Но я при этом не думаю: «Ну, может, эти ребята правы, кто знает».
Я так не думаю ни секунды, потому что, хотя Декарт и наделал много ошибок, но он был прав насчёт того, что нельзя подвергать сомнению существование собственного сознания. Первая черта сознания – оно настоящее и неуменьшаемое. Ты не можешь избавиться от него, показав, что это всего лишь иллюзия, как ты можешь сделать со стандартными иллюзиями. Вторая черта, та, которая была для нас таким источником проблем: все наши сознательные состояния имеют некоторые качественные характеристики. Есть что-то, что хочет выпить пива, и это не то же самое, что хотеть посчитать налог или послушать музыку. Это качественное чувство автоматически генерирует третью черту, а именно: сознательные состояния по определению субъективные в том смысле, что они существуют как испытываемые каким-то человеческим или животным субъектом, кем-то, кто их испытывает. Может быть, мы будем способны построить сознательную машину. Но поскольку мы не знаем, как это делают наши мозги, мы пока не можем такую машину сделать.

Ещё одна черта сознания – оно происходит в некоем едином поле. Я не только вижу перед собой людей, слышу свой голос и ощущаю свой вес, но это всё представляется мне как часть одного общего поля сознания, которое растягивается вперёд и назад. Это ключ к пониманию неимоверной мощи сознания. Мы не могли бы сделать такое у робота. Разочарование в робототехнике происходит от того, что мы не знаем, как построить робота с сознанием, мы не можем сделать машину, которая будет уметь такое ощущать.
Следующая черта сознания, после чудесного «единого поля», это то, что оно является причиной нашего поведения. Я показал вам научную демонстрацию, подняв руку, но как такое возможно? Как может такое быть, что мысль в моём мозге может двигать материальные объекты?
Мы не знаем детальный ответ, но мы знаем часть ответа. Это последовательность нейронных импульсов, и она заканчиваются там, где секретируется ацетилхолин в окончаниях двигательных нейронов. Извините за использование спецтерминологии, но когда происходит секреция на окончаниях аксонов двигательных нейронов, случается много удивительного в ионных каналах, и проклятая рука поднимается. А сейчас подумайте о том, что я вам сказал. Одно и то же событие, моё сознательное решение поднять руку, имеет два уровня описания. Это мысль у меня в голове, но в то же самое время, это усиленная секреция ацетилхолина и разные другие штуки по пути через двигательный кортекс через нервы к руке. Получается, что наш традиционный словарь для описания подобного рода вещей полностью устарел. Одно и то же событие имеет уровень описания нейробиологический, и оно же – умственный, и это одно и то же событие, и вот так работает природа. Вот так возможно для сознания быть причиной чего-то в материальном мире.

Ну, а теперь, пройдя разные свойства сознания, вернёмся к более ранним возражениям. Первое, как я говорил, это то, что сознание не существует, это иллюзия. Ну, на это я уже ответил. Но второе возражение чрезвычайно сильно: «Если сознание существует, это на самом деле что-то другое. Это цифровая компьютерная программа, выполняющаяся в вашем мозге, и для того, чтобы создать сознание, нам надо написать правильную программу. Да, забудьте про оборудование. Подойдёт любое оборудование, достаточно мощное и стабильное для того, чтобы программа выполнялась».

Каждый, кто разбирается в компьютерах, понимает, что это неправильно, потому что вычисление определено как манипуляции с символами, обычно с нулями и единицами, но подойдут любые. Должен быть алгоритм, который можно запрограммировать в бинарном коде, это определяющая черта компьютерной программы. Она символьная. Мы знаем, что у настоящего человеческого сознания есть что-то ещё. У него есть, кроме синтаксиса, ещё и содержание, есть семантика.
Или вот ещё довод, ему уже больше – боже, я не хочу об этом и думать! – 30 лет. Сознание создаёт реальность, независимую от наблюдателя. Оно создаёт реальность денег, собственности, правительства, супружества, конференций ЦЕРН, коктейльных вечеринок и летних каникул, всё это создания сознания. Их существование зависит от наблюдателя. Клочок бумаги у носителей сознания становится деньгами, а набор зданий – университетом.
Спросите себя о вычислениях. Они абсолютны, как сила, масса и гравитационное притяжение? Или они зависят от наблюдателя? Ну, некоторые вычисления «врождённые», я складываю два и два и получаю четыре. Это происходит вне зависимости от того, кто что думает. Но когда я на своём карманном калькуляторе делаю вычисления, единственный внутренний феномен – это электрическая цепь и её поведение. Это единственное абсолютное явление. Всё остальное интерпретируется нами. Вычисление интерпретируется по отношению к сознанию. Или сознательный агент выполняет вычисления, или у него есть какая-то машина, действия которой потом интерпретируются, как если бы она вычисляла. Но это не значит, что вычисления производятся произвольно.

У нас есть это упорное смешение между объективностью и субъективностью как признаками реальности и объективностью и субъективностью как признаками утверждений. Может быть полностью объективная наука, наука, где вы делаете объективно правильные утверждения по поводу области, существование которой субъективно. Область, существующая внутри человеческого мозга, состоящего из субъективных состояний способности ощущать или чувства понимания. Возражение, что у вас не может быть объективной науки о сознании потому, что сознание субъективно, а наука объективна – это игра слов. Плохой каламбур по поводу субъективности и объективности.
Вы можете делать объективные утверждения по поводу области, субъективной по своей природе, и именно этим занимаются неврологи. Я имею в виду – у вас есть пациенты, которые действительно страдают от боли, и вы пытаетесь получить об этом объективное знание.
Я обещал опровергнуть всех этих ребят, и у меня осталось не так много времени, но дайте мне опровергнуть ещё парочку. Я сказал, что бихевиоризм должен быть одним из самых неловких моментов в нашей интеллектуальной культуре, потому что он опровергается в момент, когда вы о нём думаете. Ваше умственное состояние идентично вашему поведению? Подумайте о разнице между чувством боли и демонстрации поведения, свойственного для человека, испытывающего боль. Я не буду демонстрировать поведение, как если бы у меня что-то болело, но я могу сказать, что сейчас у меня ничего не болит.

Поэтому это явная ошибка. Почему её допускают? Ошибка была, и вы можете сами об этом прочесть в литературе. Снова и снова высказывается мысль, что если вы принимаете неуменьшаемое существование сознания, то тем самым вы отвергаете науку, отрицаете 300 лет прогресса, человеческих надежд и прочего.
Резюмируя, я хочу сказать, что сознание должно рассматриваться как биологическое явление.
Subscribe

  • Маяки параллельного Мира

    Посмотрела несколько последних роликов с канала " Tолько в плюс" Они там говорят про "сбор хаваха/havah" типа сбор с людей энергии и перенаправление…

  • Cинодальные алкоголики

    Job 32:21 Let me not, I pray you, accept any man's person, neither let me give flattering titles unto man. Не позволяйте мне, прошу вас, принимать…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Маяки параллельного Мира

    Посмотрела несколько последних роликов с канала " Tолько в плюс" Они там говорят про "сбор хаваха/havah" типа сбор с людей энергии и перенаправление…

  • Cинодальные алкоголики

    Job 32:21 Let me not, I pray you, accept any man's person, neither let me give flattering titles unto man. Не позволяйте мне, прошу вас, принимать…

  • (no subject)