Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

Cоциальные системы (общественные договоры) и ценности


Начну с ценностей. Что такое ценности и откуда они берутся? Попробуйте не поесть несколько дней и Вы сразу поймете ценность еды. Попробуйте коснуться раскаленного утюга и поймете ценность целостности плоти, поживите без жилья и поймете ценность дома. Через эти простые чувства (голод, боль, и т.п.) человек познает простейшие ценности их еще можно назвать биовыживатьельные. Попробуйте пожить одному долгое время, и Вы поймете ценность общения, ценность семьи и т.п. Попробуйте пожить в общении грубиянов и тех кто Вас не ценит и Вы поймете ценность уважения, приятия, признания. Группу чувств которые за этим стоят можно назвать коллективистскими (стадными). Попробуйте пожить в местности полно бандитов, где в любой момент Вас могут ограбить или даже убить, чувство страха за себя, за близких поможет сформироваться у Вас ценности закона, власти, государства. Попробуйте пожить в условиях когда каждый Ваш шаг будет строго регламентирован ни с чем несравнимое чувство гнетущей зависимости поможет сформироваться в Вашем сознании ценности свободы. Эту группу ценностей можно назвать социальными. Я могу продолжать, но наверно мысль понятна - за каждой ценностью стоит определенной чувство (эмоция). Последние не является особым открытием и хорошо известно в психологии. Для нас тут важно понять, что система ценностей это отражение самой природы человека они в этом смысле первичны по отношению к той же экономике.

Возникает вопрос почему же в разных обществах разная система ценностей? Дело вот в чем. Система ценностей это своего рода система координат в чувственном мире человека. А системы координат, как известно могут быть очень разными. Трехмерному пространству все равно что Вы выберете за оси координат лишь бы выбранные оси не были по парно параллельны. Так и в случае с ценностями. Те реальные ценности, с которыми оперирует конкретное общество могут быть некой суперпозицией изначальных природных ценностей. Дело однако не только в этом. Изначально в сознании человека в системе ценностей нет приоритетов. Это подметили еще психологи, изучая чувства (эмоции) человека (см. например К. Э. Изард, психология эмоций). Эмоции играют роль мотиваций в жизни человека, они как бы подталкивают человека каждая эмоция в свою строну, не давая конкретного направления для движения. Направление приходиться человеку выбирать самому. Характерные выборы направления движения (под час сформированные сразу несколькими эмоциями) в разных ситуациях и формируют те самые ценности. В результате исходный не упорядоченный мир чувств (эмоций) может оказаться разделен на разные группы ценностей: индивидуальных и коллективистских (общественных), общечеловеческих и национальных, семейных и государственных и т.п.. Часто что бы еще больше упростить выбор в системе ценностей вводят иерархию. Например, объявляют общественные ценности выше индивидуальных, или наоборот. Собственно говоря способ обращения с ценностями и образуeт тoт самый общественный договор.



В книге американских математиков Р.Л. Кини и Х. Райфа "Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения" (Москва, изд-во "Радио и связь", 1981) строго доказано, что линейная свертка корректна только тогда, когда все критерии попарно независимы по предпочтению. Указанная теорема относиться к самоадаптирующимся, самообучающимся системам. «Многие критерии» - это те самые ценности (лучше изначальные природные). «Линейная свертка» -  это проще говоря тот самый способ обращения с ценностями, если хотите одна из форм общественного договора. Причем эта форма самая эффективная из всех возможных в смысле достижения цели, например тех таблиц которые построил Мэдисон. Оказывается самый эффективный способ обращения с ценностями (самый эффективный общественный договор) это такой в котором нет по парной сравнимости ценностей по предпочтению, иными словами нет иерархии ценностей. С математической точность оказалось доказано, что природа не так уж глупа, когда сделала наши эмоции не приводимыми к одной оси, подарив тем самым человеку наивысшую способность к адоптации. Если теперь посмотреть на различные общества, то не трудно заметить, что наиболее продвинулись именно те, чьи общественные договоры ближе к математическому идеалу. Кстати, так часто ругаемая нами западная толерантность, является прямым отражением принципа несравнимости ценностей по предпочтению.






Tags: cоциальные системы, общественный договор, ценности
Subscribe

  • Лжесвидетельство -3

    Хотела я дописать статью про лжесвидетельство, но лучше объясню на пальцах Blasphemous - committing or tending to commit blasphemy. Богохульство -…

  • Шапки Шляпника

    или титулы... Purchase -(Law) the acquisition of land or other property by means other than inheritance; acquisition of an estate by any lawful…

  • Избавиться от фамилии

    Вчера ходила в суд на прeдмет изменения имени. Повздорила с охранкой на входе. Они: - У вас есть маска? Я: У меня есть три маски: Proper name;…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments