Æлена (barskaya) wrote,
Æлена
barskaya

Category:

Перенять европейские успешные принципы, которые назвали "Европейскими Ценностями". (c)

111

Начну с ценностей. Что такое ценности и откуда они берутся? Попробуйте не поесть несколько дней и вы сразу поймете ценность еды. Попробуйте каснуться раскаленного утюга и поймете ценность целостности плоти, поживите без жилья и поймете ценность дома. Через эти простые чувства (голод, боль, и т.п.) человек познает простейшие ценности их еще можно назвать биовыживатьельные. Попробуйте пожить одному долгое время, и вы поймете ценность общения, ценность семьи и т.п. Попробуйте пожить в общении грубиянов и тех кто вас не ценит и вы поймете ценность уважения, приятия, признания. Группу чувств которые за этим стоят можно назвать коллективистскими (стадными). Попробуйте пожить в местности полно бандитов, где в любой момент вас могут ограбить или даже убить, чувство страха за себя, за близких поможет сформироваться у вас ценности закона, власти, государства. Попробуйте пожить в условиях когда каждый ваш шаг будет строго регламентирован ни с чем несравнимое чувство гнетущей зависимости поможет сформироваться в вашем сознании ценности свободы. Эту группу ценностей можно назвать социальными. Продолжать можно до бесконечности, но наверно мысль понятна - за каждой ценностью стоит определенной чувство (эмоция). Последние не является особым открытием и хорошо известно в психологии. Для нас тут важно понять, что система ценностей это отражение самой природы человека они в этом смысле первичны по отношению к той же экономике.

Возникает вопрос почему же в разных обществах разная система ценностей? Дело вот в чем. Система ценностей это своего рода система координат в чувственном мире человека. А системы координат, как известно могут быть очень разными. Трехмерному пространству все равно что вы выберете за оси координат, лишь бы выбранные оси не были по парно параллельны. Так и в случае с ценностями. Те реальные ценности, с которыми оперирует конкретное общество могут быть некой суперпозицией изначальных природных ценностей. Дело однако не только в этом. Изначально в сознании человека в системе ценностей нет приоритетов. Это подметили еще психологи, изучая чувства (эмоции) человека (см. например К. Э. Изард, психология эмоций). Эмоции играют роль мотиваций в жизни человека, они как бы подталкивают человека каждая эмоция в свою строну, не давая конкретного направления для движения. Направление приходиться человеку выбирать самому. Характерные выборы направления движения (подчас сформированные сразу несколькими эмоциями) в разных ситуациях и формируют те самые ценности. В результате исходный не упорядоченный мир чувств (эмоций) может оказаться разделен на разные группы ценностей: индивидуальных и коллективистских (общественных), общечеловеческих и национальных, семейных и государственных и т.п.. Часто что бы еще больше упростить выбор в системе ценностей вводят иерархию. Например, объявляют общественные ценности выше индивидуальных, или наоборот. Собственно говоря способ обращения с ценностями и образуют тот самый общественный договор.

В книге американских математиков Р.Л. Кини и Х. Райфа "Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения" (Москва, изд-во "Радио и связь", 1981) строго доказано, что линейная свертка корректна только тогда, когда все критерии попарно независимы по предпочтению. Указанная теорема относиться к самоадаптирующимся, самообучающимся системам. «Многие критерии» это те самые ценности (лучше изначальные природные). «Линейная свертка» это проще говоря тот самый способ обращения с ценностями, если хотите одна из форм общественного договора. Причем эта форма самая эффективная из всех возможных в смысле достижения цели, например тех таблиц которые построил Мэдисон. Оказывается самый эффективный способ обращения с ценностями (самый эффективный общественный договор) это такой в котором нет по парной сравнимости ценностей по предпочтению, иными словами нет иерархии ценностей. С математической точность оказалось доказано, что природа не так уж глупа, когда сделала наши эмоции не приводимыми к одной оси, подарив тем самым человеку наивысшую способность к адоптации. Если теперь посмотреть на различные общества, то не трудно заметить, что наиболее продвинулись именно те, чьи общественные договоры ближе к математическому идеалу.

Важно понять, что ценности - это не принципы, какой бы важностью последние не обладали. Основа принципа - это логика. Основа ценности - это чувство. Другими словами, пока человек не прочувствует на собственном опыте (на собственной шкурке) нечто - это не станет для него ценностью. А если ценность не осознаваема, она и не защищаема.

Ценности можно навязывать путем намеренного построения идеологии (иерархии ценностей), и с помощю пропаганды рассказывать что иерархия эта правильна на все времена, а кто ей не служит огребает по полной. Но это всего лишь подпорка, которая рушится довольно быстро, так как не имеет основы в чувственном мире человека, а следовательно не защищается. (пример СССР с навязаной коммунистической идеологией. т.е. главенство общественных ценностей над всеми остальными).

Если ценности выстраиваются в универсальную иерархию, то пропадает сама суть ценностного подхода, ценности перестают быть ценностями. Появляется возможность оправдать любой поступок, через целесообразность, та самая "Цель оправдывает средства". Рушится мораль(нравственность), которая держится именно на неиерархичности ценностей. Нет ничего страшнее, если в обществе, у людей его образующих, с возрастом ценности выстраиваются в универсальную иерархию, такое общество обречено.

Повторю еще раз - не выбирают люди себе ценности. Давайте возьмем такую ценность как Родина. Именно с большой буквы, т.е. с тем смыслом, который я называю идеологическим. Почему для многих людей так важна эта Родина? Возьмем другую ценность, как правда. Почему для людей так важно говорить правду и так трудно солгать? Список можно продолжить, но я не думаю что формирование этих ценностей у личности был делом свободного выбора самой личности. Ну типа посидел человек, подумал и решил что с завтрашнего дня это будет для него ценностью, Eвропейской ага! Гораздо ближе к истине, что эти ценности были усвоены с воспитанием. Фундамент ценностей в личности не разум (когнитивные процессы), ценности (как, кстати, и мораль) имеют совершенно другое основание, они стоят на чувствах человека.

Здоровое общество обьединено не идеей, а общими ценностями и недопустимостью (ничем неоправдываемостью) их нарушения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments